Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Уварова Лариса Ивановна,

ответственный редактор 

общественного научно-просветительского журнала «Педагогика Культуры»,

Санкт-Петербург

В помощь руководителю:
педагогические аспекты управления
в контексте Культуры и Живой Этики

Аннотация. В сложившихся условиях глобальных мировых кризисов преобразование общества, всей жизни на планете, ее обновление и перерождение возможно лишь путем Культуры. Об этом говорится в Учении Живой Этики, которое является подлинным руководством к действию для каждого из людей; особенно много полезного в нем содержится для руководителей в любой сфере труда, учитывая, что значительная роль в преображении общественной жизни принадлежит управленческой деятельности, посредством которой осуществляются цели государственной культурной политики.

Ключевые слова: государственная культурная политика, руководитель как наставник, человек культуры, качества личности, самосовершенствование.

 

Руководитель и культурная политика государства

Особенность современного периода развития российского общества, на фоне его глобальных трансформаций, заключается в том, что для решения внутренних проблем и в условиях внешних угроз в основе политики государства провозглашен приоритет культуры. «Государство возводит культуру в ранг национальных приоритетов и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений», – говорится в официальных документах [1].

Преобразование общества, всей жизни на планете, ее обновление и перерождение возможно лишь путем Культуры, – утверждается в Учении Живой Этики (Иерархия, 390[2], фундаментальном философском труде XX века, синтезирующем древнюю мудрость Востока с научными достижениями Запада. Это Учение представляет собой серию книг, в каждой из которых много полезного найдет для себя всякий читатель, но особенную пользу эти книги принесут руководителю любого ранга в любой сфере труда, учитывая, что значительная роль в преображении общественной жизни принадлежит управленческой деятельности, посредством которой осуществляются цели и функции государственного управления. В этих книгах, во всем творчестве Рерихов, принесших миру это Учение Жизни, лейтмотивом проходит тема совершенствования человека как цели земной эволюции; в нем четко обозначены черты личности человека будущего, человека культуры.

Понимая культуру как духовное содержание жизни, исходя из этимологии слова, означающего почитание света, духовных начал; как синтез знания и красоты; как культурное наследие народов мира, традиции, нормы, идеи, идеалы, имеющие гуманистическое содержание; как творческий потенциал; систему духовно-нравственных ценностей, мировые религии, науку, искусство, все достижения человечества в различных сферах деятельности в единстве материального и духовного, включая также культуру человеческих отношений, в том числе между государством и обществом, – рассмотрим, в контексте вышеизложенного, деятельность руководителя и его объективные личностные характеристики.

Руководитель – это человек в организации, который наделен определенными полномочиями и отвечает за принятие и осуществление важных решений; влияя на людей, добивается их эффективной работы в соответствии с целями организации и государственной политики. Обладая особыми правами, руководитель соответственно обладает и особыми знаниями, умениями и определенными качествами, которые выделяют его в ряду подчиненных и делают его лидером, наряду с его развитой волевой сферой личности.

 

Руководитель есть наставник

В отечественной культуре понятие «руководитель», согласно толковым словарям, соотносится с понятием «наставник» [3]. «Наставник» и «культура» – так же понятия взаимосвязанные [4], объединенные идеей общего блага. Деятельность руководителя, как и его подчиненных, осуществляется в интересах общества и человека, и она направлена на общее благо. При осознанности такой позиции качественно возрастает чувство ответственности руководителя, исключая личностные мотивы (правильному пониманию ответственности, как справедливо отмечено, «чуждо обособление, своеволие и авторитарность» [5]). Таким образом, принятый и положенный в основу деятельности руководителя этический принцип общего блага непосредственно влияет на качество управленческого решения (которое является продуктом труда руководителя) и формирует тем самым культуру управления [6]. «Мысль и устремление решения дают направление всему потоку человеческого действия», – говорится в Живой Этике (Беспредельность, 204).

Качество ответственности – характерная черта личности руководителя, один из атрибутов его культуры среди других многочисленных отличительных ее свойств.

Стремясь к успеху в деятельности своей организации, выполнению ее задач, руководитель не может не стремиться к обновлению знаний, как своих, так и у подчиненных, и, повышая квалификацию, профессиональные знания, относящиеся к специфике этой организации, нацелен на лучшее качество этих знаний, которое немыслимо как таковое без соответствия современному научному мировоззрению. «Знание превыше всего, – говорится в Живой Этике. – Каждый, кто принес частицу знания, уже есть благодетель человечества. Каждый собравший искры знания будет подателем Света. Научимся оберегать каждый шаг научного познавания. Пренебрежение к науке есть погружение во тьму» (Аум, 440).

 

Научное мировоззрение как часть личной культуры руководителя

Научное познавание приводит к научному мировоззрению, принятию понятия новое мышление, которое рассматривает жизнь человека и мироздания в неразрывном единстве: Человек – Природа – Космос. Известно, что в отрыве этих понятий друг от друга, в стремительном развитии цивилизационных процессов человек теряет чувство целостности и в своем существовании распадается на множество социальных ролей, носителем которых он является, что неизбежно приводит к кризису духовности, потере смысла собственного бытия, деформации личности, нарушению ее социализованности, – отмечают исследователи [7].

Научное мировоззрение, опирающееся на принципы и законы, проверенные научным методом и подтвержденные практикой человечества, основано на вековых духовных наработках человеческой Культуры, где психические факторы (духовное начало) учитываются как наиболее значимые [8]. О значении духовного начала в научных знаниях много и убедительно говорится в Учении Живой Этики: «Книги, лишенные духа, не могут дать науку, которая нужна человечеству» (Иерархия, 366).

Мысль выдвигается вперед как важная и глубокая основа нового научного мировоззрения, – утверждается в учении о ноосфере, суть которого состоит во взаимосвязи законов природы с законами мышления. Мысль, четкая, ясная, дисциплинированная является фактором гармонизации жизни в планетарном масштабе.

Основоположник этого учения, ставшего частью мировой культуры, выдающийся ученый В.И.Вернадский, писал относительно важности освоения этих знаний: «Есть некоторые более основные проблемы, учения и явления, представления о Космосе, которые неизбежно и одинаковым образом затрагивают всех специалистов… Каждый из них подходит к этим основным и общим явлениям с разных сторон, иногда касается их довольно бессознательно. Но... он должен иметь о них точное представление: иначе он не может быть самостоятельным работником даже в узкой области своей специальности» [9].

Сказанное можно отнести не только к ученым, но и к руководителю как работнику системы управления, имеющему дело с людьми, в деятельности которого решающими являются психологические факторы.

«Психология делается самой действенной наукой» (Аум, 397), но эта наука сама сегодня срочно нуждается в расширении своих границ за счет сферы духовного (этического, эстетического и иного, относящегося к области культуры). Именно знаниями, объясняющими духовные законы бытия, современному руководителю, принимающему важные решения, необходимо овладевать прежде всего, поскольку, как утверждается, «лишь дух дает лучшее решение», «именно не умственные решения, но знания духа» (Озарение, ч.II, I, 9; ч.I, II, 6).

К сожалению, учебники по менеджменту, как и книги по психологии управления, несмотря на то, что издаются в наши дни в огромном количестве, лишены духовности; они не адресованы к сердцу руководителя, не касаются его духовных, эволюционных задач этического и эстетического содержания. Так, к примеру, советы по решению конфликтов в коллективе даются, как правило, с использованием технических приемов и технологических схем, тогда как ключ ко всему – Культура. «Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце», – писал Н.К.Рерих [10].

Культура также есть образование. «Руководство массами обязывает к расширению сознания, – говорится в Живой Этике. – Изгоните всякое невежество и без напыщенности просто больше знайте!» (Община, 121).

Руководитель, постоянно совершенствуя свое научное мировоззрение, проявляя заботу о своем коллективе как ведущий, наставник и следуя культурной политике государства, будет тем самым способствовать созданию культурной среды в своей организации и, в первую очередь, продвижению научных знаний. В этом проявляются, наряду с другими сторонами управленческой деятельности, педагогические аспекты труда руководителя.

Педагогика – это не только наука о воспитании и обучении человека, но понятие гораздо более широкое, включающее в себя явления вселенского масштаба – от значения термина «веду дитя» до знания о духовных законах мироздания, где всё взаимосвязано и взаимозависимо и где закон гласит: высшее ведет низшее [11].«Каждый человек может кого-то чему-то научить, и он должен уметь это сделать» (Надземное, 477), и познавший законы эволюции обязан делиться ими. Согласно этим законам, стоящий на более высокой ступени развития ведёт тех, кто следует за ним. Взявший на себя функции руководства, объединяя людей для выполнения целей организации, берет на себя также ответственность за культурное развитие коллектива и каждого из его членов. В основе же культурного развития человека – совершенствование его личностных качеств и, прежде всего, духовно-нравственных, поскольку они определяют успех развития всех других свойств характера.

Задача руководителя, в соответствии с задачами государственной культурной политики – «создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности <…>, нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности, разделяющей традиционные российские духовно-нравственные ценности»  [12]

Все эти качества соответствуют образу человека культуры  [13].Это понятие имеет свою историю со времен античности, и современное научное определение его включает, кроме названных выше характеристик, такие признаки, как: свободная, гуманная, духовная, творческая личность, способная к самоопределению в мире Культуры, а также понятие: человек, распознающий красоту.

 

Знание, красота и управленческое решение

Знание и Красота в явлениях Культуры предстают в единстве, синтезе, и они тесно связаны с нравственностью, этикой. Знание не может быть в отрыве от нравственности, поскольку такой разрыв губителен, – утверждается в Живой Этике (Братство, 145). Издавна в общественном и индивидуальном сознании нравственное и прекрасное мыслятся как некое органическое единство: с гуманистической точки зрения прекрасным является то, что нравственно, морально, что возвышает и облагораживает дух человека.

Принцип Красоты, один из древнейших методологических принципов познания – понятие, введенное в наши дни в научный оборот [14], выступает как предпосылка объективных, истинных знаний, как преддверие становления идеи и является основой для принятия единственно правильных решений [15].

Относительно управленческого решения, в качестве красоты выступают внешние проявления некоторых закономерностей процесса управления – правильность, целесообразность, своевременность, пропорциональность, ритм, гармоничность. Учитывая творческую составляющую труда руководителя, вопрос осознания синтеза знаний и красоты чрезвычайно важен, поскольку в процессе подготовки и принятия решения интуиция имеет определяющее значение, обнаруживая внутреннюю составляющую красоты духа, отражая высокую ступень развитости личности. «Для творчества интуиция имеет большее значение, чем технические правила, логические принципы», – утверждают основы эстетики [16].

Красота позволяет приподнять таинственный покров с непонятного для нас явления, – отмечается в научных исследованиях [17]. Не столько механические приемы и логика, сколько чувствознание (интуиция) поможет найти правильное решение. Развитие чувств – через общение с природой, через восприятие произведений искусства, а также в трудовой деятельности, в межличностных контактах – приводит к развитию чувствознания, или познания духа [18].

Отдавая должное искусству, важно отметить, что искусство – как творческая деятельность, направленная на преобразование окружающего мира и человека по законам красоты, – учит мыслить, развивает культуру чувств, утончает сознание через развитие художественного вкуса. Воспитание вкуса – самый насущный принцип жизни, – считал Н.К.Рерих. Приобщение человека к творчеству через воспитание чувства и понимание прекрасного, – одна из эволюционных задач человечества. Наряду с этим, руководителю важно помнить, что формирование творческой личности является главным условием реализации целей развития российского государства [19].

 

Творить взаимоотношения

Руководитель, являясь наставником и ведущим для сотрудников своего подразделения, стимулирует их к творческому выполнению заданий и делает это на собственном примере.

EIRВ деятельности руководителя как работника умственного труда преобладает творческий элемент, который, кроме всего, связанного с принятием решения, заключается в умении творить отношения между людьми, что считается сродни искусству, и это искусство – самое трудное, отмечала в своих трудах выдающийся философ Е.И.Рерих: «Ни одно искусство не требует развития такого терпения и такой утонченной чуткости», – писала она о сложностях сотрудничества, подчеркивая, что искренность и простота – качества, которые ценятся в людях больше всего, и именно они являются началом великого творчества отношений между людьми [20].

Достаточно полное представление о качествах личности, их развитии дает Живая Этика, которая, по утверждению исследователей, глубоко педагогична [21].

Совокупность личностных свойств человека, которые накладывают печать на его поведение, называют характером – здесь огромную роль играют привычки, как добрые, полезные, так и недобрые, приносящие вред. Особенно это отражается на процессе сотрудничества. Характер человека имеет прямое отношение к культуре – и не только относительно такого качества, как вежливость, но значительно в более глубоком смысле. И то, какой у человека характер, – не есть его только личное дело, поскольку усовершенствование человеческого характера является фактором эволюции человека и человечества [22].

Такие нравственные качества, как: ответственность, чувство долга, трудолюбие, добросовестность, искренность, отзывчивость, готовность помочь, терпение, великодушие, чувство признательности (благодарность), дружелюбие, доброжелательность – необходимо развивать прежде всего. Повторяясь в каждодневной жизни, они становятся полезными привычками, и такие привычки руководителю нужно воспитывать в себе и в других.

Особенно надо отметить качество дружелюбие. Никакое творческое достижение, никакое сотрудничество невозможно без дружелюбия, – наставляет Живая Этика. Надо познать его не только как сердечное чувство, но и как основу жизни, как основание здоровья и сильнейшее противоядие. Важны не только внешние проявления, но именно мысли дружелюбия. «Не забудем, что злоба притягивает действие ядов, тогда как дружелюбие противостоит им» (Мир Огненный, ч. 2, 240; ч. 3, 424).

Все лучшие человеческие проявления могущественны химическими реакциями, – «так от морали приходим к химии» (Мир Огненный, ч. 1, 194; 32).

То же самое относится и к качеству доброжелательства: «Человеческое общение возможно при условии полного доброжелательства… Нравственное понятие становится реальным двигателем» (Аум, 397)

Духовно-нравственные качества, как уже было отмечено выше, определяют успех развития всех других свойств характера. Кроме того, они являются для человека психозащитой; благодаря им человек сохраняет целостность сознания. Однако существуют привычки, – малые незаметные действия, не контролируемые сознанием, – которые становятся оковами для развития: раздражительность, нетерпимость, лицемерие, лукавство, осуждение, обидчивость, лень, самомнение, высокомерие, себялюбие, властолюбие, стремление к личной выгоде и т.п. – все они основаны на самости-эгоизме. Возникающие по этой причине раздоры в коллективе (что происходит и в семье) сводят на нет все самые лучшие достижения, разрушая их. Если не следить за проявлением в собственном поведении этих малых действий, прежде всего, в мыслях (известно, что мысль ведет человека), они, проявляясь в обычной жизни, в обиходе, могут принести много вреда как общему делу, так и каждому человеку. «Привычка обихода есть враг эволюции», – говорится в Живой Этике (Братство, 529). Такое заключение основано на том, что понятие эволюции связано с принципом Общего блага, тогда как эгоизм с его привычками противостоит этому принципу. Так, привычки самости тормозят прогресс и продвижение общества к Культуре, и влияние характера человека на этот процесс очевиден.

Лишь терпимостью, терпением и расширением сознания можно преодолеть проявление этих нежелательных свойств характера в жизни, – писала Е.И.Рерих. – «Пусть каждый заглянет в глубину своего сознания, пусть разбудит сердце свое и даст себе суровый отчет во всех своих побуждениях, руководивших его поступками, и немедленно приступит к искоренению всех нагромождений, ибо время не ждет!» [23]

Процессу самоочищения способствует сила характера, развитость волевой сферы личности. К этой сфере относится совокупность волевых качеств, характеризующих личность человека со стороны его способности достигать поставленных целей в условиях реальных трудностей. Основные из этих качеств – сила и стойкость воли, целеустремленность, решительность. Эти качества, как и качества человечности, нравственные качества, – прекрасны. Их связь укрепляется и усиливается, когда человек устремлен к высшему началу [24].

 «Мыслите человечно. Во всех помыслах сохраните красоту образа и сумейте полюбить образ труда на общее благо. Мыслитель говорил: "Если бы мы могли полюбить всеми силами, мы были бы успешны"», – отмечается в Живой Этике (Надземное, 542)

 

В заключение

Когда критерием оценки всех мыслей и действий выступает Красота, это является мощным фактором процесса самосовершенствования.

 «Надо уметь руководить – надо, надо, надо… Дисциплина – начало всего», – говорится в книгах Живой Этики (Озарение, ч.II, XI, 3,4). Так, знание, красота и волевое начало, в их единстве, положены в основу духовности действий по усовершенствованию управленческих процессов в каждой конкретной организации, где современному руководителю как наставнику отводится роль водителя Культуры в своем коллективе, исходя из государственных задач культурной политики и принципа Общего блага – то, с чего начинается культура управления.

Каждый руководитель, стремясь к совершенству, должен иметь в своем представлении образ человека культуры, который можно отнести ко всем сферам руководства. «Правитель, не знающий о духовном начале самоусовершенствования, не может вести вверенные ему множества сознаний. Правитель есть пример живой», – утверждается в Учении Живой Этики (Мир Огненный, ч. 1, 170).

В связи с вышеизложенным, необходимо отметить следующее.

Никакие преобразования не могут явиться успешными без осознания и насаждения великих основ Культуры, Живой Этики и Эстетики [25].

Современным руководителям необходимо, в связи с целями развития общества, расширять свое сознание и всеми мерами способствовать в этом сотрудникам своей организации, исходя из принципа Общего блага, основ Культуры и Эволюции. Актуализация духовности предстает в наши дни как острая необходимость. Избрав мерило красоты для всех своих действий, обратив сознание к высшему началу, стремиться к совершенствованию, руководствуясь во всех вопросах чувствознанием, или сердцем – при таком подходе руководитель будет принимать единственно верные управленческие решения. Начинать нужно с осознания цели и смысла существования, который заключается в том, чтобы познавать и совершенствоваться; постижения законов взаимосвязи всего сущего, в соответствии с научным мировоззрением; осмысления тех особенностей, которые заключаются в характере человека и его поведении, понимания значения привычек в нашей жизни. И главное в такой работе – освобождение от устаревших представлений о мире, углубление и утончение сознания, изменение взглядов на жизнь, что вызвано объективной необходимостью – развитием самой жизни, утверждением новой научной парадигмы и нового подхода к изучению человека – как целостного космопланетарного явления.

 

Уварова Л.И. «В помощь руководителю: педагогические аспекты управления
в контексте Культуры и Живой Этики». Доклад на международной конференции
«Наука, культура и искусство в свете идей Живой Этики».
Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ),
Иркутск, 18 марта 2023 года.

О конференции – см. информацию:
«В ИРНИТУ обсудили связь науки и культуры с идеями Живой Этики»

 


 [1] «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (Указ Президента Российской Федерации в редакции от 25.01.2023 № 35) http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208

 [2] Здесь и далее в тексте статьи в скобках указывается название и параграф цитируемой книги из Учения Живой Этики.

 [3] См., например, Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И.Ожегова.

 [4] «Наставничество откроет народу высшую культуру» (Надземное, 477)

 [5] Рерих Е.И. Письма. 29.05.1931.

 [6] Особое значение среди факторов эффективности системы управления имеет совокупный показатель культура управления, ядром которой является качество управленческого решения. Можно говорить о качестве управленческого решения с различных точек зрения: результативности работы, оперативности, экономичности, оригинальности, творческого подхода в решении управленческих задач и т.п. Однако, когда речь идет о формировании культуры управления, учитывается как обязательный аспект этический, нравственно-духовный, который проявляется во всех сферах управленческой деятельности – от постановки целей организации до выбора средств их достижения и методов оценки эффективности управленческой деятельности, учитывая критерии ее оценки. Подробнее об этом: Уварова Л.И. Пути формирования культуры управления в процессе профессионального образования: социокультурный подход // Вопросы культурологии. – 2008. – № 11. – С. 54-57. URL: https://www.pedagogika-cultura.ru/kultura-upravleniya-ekonomicheskaya-kultura/uvarova-l-i-puti-formirovaniya-kultury-upravleniya-v-protsesse-professionalnogo-obrazovaniya-sotsiokulturnyj-podkhod

 [7] Бильчук Н.Л. Кордоцентризм как методологический принцип целостного понимания человека и его места в обществе. Автореф. диссерт. … канд. филос. наук. Харьков, 2001.

 [8] «Физическое явление можно всегда объяснить психическим фактором, но психическое явление способом физическим невозможно подтвердить» (Иерархия, 366)

 [9] Вернадский В.И. О научном мировоззрении // Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М.: Рольф, 2002. – С.185.

 [10] Рерих Н.К. Культура – почитание Света // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. – М.: МЦР, 1994. С.41.

 [11] Подробнее об этом законе – см. Шапошникова Л.В. Основные особенности философии Живой Этики. URL: https://roerich-lib.ru/zhivaya-etika-i-nauka-sbornik-ii/5214-shaposhnikova-l-v-osnovnye-osobennosti-filosofii-zhivoj-etiki

 [12] «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (Указ Президента Российской Федерации в редакции от 25.01.2023 № 35) http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208

 [13] Человек культуры – см. Концепция педагогического воспитания академика РАО Бондаревской Е.В. – URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/08/90119 URL: https://studfile.net/preview/2978415/

 [14] Котина С.В. Проблемная ситуация и принцип Красоты в науке. Автореф. дисс...докт. филос. наук. М., 1992.

 [15] Задачу каждого, кто творит по законам красоты, можно соотнести с задачей художника (по Платону), заключающуюся в том, чтобы «открыть и воспроизвести ту единственную форму, которая присуща каждой вещи. Любое отклонение от совершенства этой формы представляет собой ошибку, фальшь, вину» (Татаркевич В. Античная эстетика. М.: Искусство, 1977. С.127)

 [16] Татаркевич В. Античная эстетика. М.: Искусство, 1977. С.237.

 [17] Котина С.В. Проблемная ситуация и принцип Красоты в науке. Автореф. дисс...докт. филос. наук. М., 1992.

 [18] Чувствознание есть сердечное постижение мира, так называемое прямое познание действительности – не умом, но сердцем – условно говоря, интуиция, или шестое чувство. Это состояние помогает преодолевать возникающее противоречие между эмоциональным и рациональным путём познания и представляет собой более высокую ступень человеческой эволюции. Оно связано с непосредственным познаванием явлений тонкоматериального мира – мира мыслей и чувств.

 [19] «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (Указ Президента Российской Федерации в редакции от 25.01.2023 № 35). http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208

 [20] Рерих Е.И. Письма. 24.04.1931; 29.05.1936.

 [21] Шапошникова Л.В. Этическая философия Космической эволюции // Живая Этика. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – С. 23. – (Антология гуманной педагогики). URL: https://roerich-lib.ru/eticheskaya-filosofiya-kosmicheskoj-evolyutsii

 [22] «Конечная цель этического процесса есть усовершенствование человеческого характера» – подробнее об этом – см. статью в переводе Е.И.Рерих «Космическая эволюция и ее цель» / [пер. с англ. лекции S. Abhedananda «Cosmic Evolution and Its Purpose», 1899] // Новая Эпоха. – 1999. – № 1. – С. 57–63. URL: http://www.newepoch.ru/journals/20-4/eir_evolution.html

 [23] Рерих Е.И. Письма. 17.08.1930.

 [24] «Не являйте безразличия к тому Источнику, который питает вас и все Сущее» (Беспредельность, 12).

 [25] Рерих Е.И. Письма. 8.09.1945.

 

Опубликовано в журнале: «Школьная библиотека». – 2023. – №4. – С.4-11.

 


Педагогика Культуры № 36 (2023)

 

Метки: Рубрика: Культура чтения. Библиотечно-просветительская деятельность, Рубрика: Культура управления. Экономическая культура. Культура труда, Уварова Л.И.

Печать E-mail

Просмотров: 1542