Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Фосдик Зинаида Григорьевна

Святослав Рерих

Уникально искусство Святослава Рериха, многогранного творца, необычен и его образ жизни в Индии. Неустанный в труде, неутомимый в своих многочисленных начинаниях, доподлинно знающий культуру Индии и древние источники её мудрости, глубоко изучивший историю раннего искусства этой страны, он вдохновенно повествует в своих картинах о современной жизни индийского народа.

Ничто не сокрыто от зорких глаз художника, на всё отзывается его благородное сердце. Во всём многообразии открывается творцу и богатая природа Индии: плодородные долины, исполинские горы с их величайшим сокровищем — Гималаями.

На полотнах мастера — и в зареве заката, и в постоянно меняющемся свете дня, и в красках природы — цвета насыщенны и прекрасны. Умение Святослава Рериха в своих картинах передать ритм и гармонию говорит о том, что он не только художник, но и истинный философ, человек с глубокими внутренними устремлениями, создатель особого мировоззрения. В своих многочисленных творениях он призывает нас развивать в себе чувство любви к ближнему и возрастать в духе через почитание добра.

         

Рерих С.Н. Автопортрет. 1940-е

Фосдик Зинаида Григорьевна

 На картинах художника мы увидим и древнюю Индию с её старейшинами, жившими в единении с природой и с трепетом относившимися ко всему сущему, и Индию современную, с её многонациональным колоритом. Тонкость в передаче цветов и подлинное чувство красоты, присущие Святославу Рериху, проявляют мощную индивидуальность художника. Его искусно исполненные пейзажи — горы и долины — воспевают единство земли и неба.

Размышления мастера о смысле бытия отражены в удивительных полотнах «Пиета», «Воззри, человечество!», «Иаков и Ангел» и многих других произведениях, раскрывающих глубокое понимание художником евангельских сюжетов. В этих картинах пронзительно сказано о страданиях человечества, его падениях и взлётах, озарениях и предвидениях.

Святослав Рерих также широко известен как выдающийся портретист. На полотнах творца святые и философы, политические и общественные лидеры, учёные, художники, дети из отдалённых горных селений. Среди работ его кисти — хорошо известный портрет Джавахарлала Неру, ныне покойного премьер-министра Индии. Художник ярко и полно раскрывает сложный характер этого великого человека, который не только провозглашал высокие идеалы, но и сумел воплотить их в жизнь. Сейчас портрет Неру находится в стенах Индийского парламента.

Для Святослава Рериха, рождённого в России, в равной степени дороги и его родина, и Индия, где он прожил почти полвека. Глубоко впитавший культурные особенности этих стран, он справедливо считается представителем обеих, соединив в себе славянскую душевную чуткость и духовную глубину, присущую древней индийской культуре. Только сам художник может сказать, какая культура оказала на него большее влияние, но, несомненно, именно синтез обеих дал рождение той проникновенной красоте, которую мы находим в его искусстве. Понять Индию — значит понять её народ, отзывчивый, добрый, учтивый, от простого крестьянина до именитого деятеля. Понять Россию — значит изучить её далёкое прошлое и предвидеть её великое будущее. Святослав Рерих глубоко воспринял национальные особенности и России, и Индии. В сентябре 1952 года в «Иллюстрированном еженедельнике Индии» известный искусствовед доктор Г. Гётц писал о творчестве мастера: «Это благотворное искусство, уходящее корнями в прошлое, живущее в настоящем, устремлённое в будущее, объемлющее все проявления Великой Беспредельности».

Серия из трёх символических картин — «Освобождение», «Распятое человечество», «Куда идёт человечество» — представляет философские размышления художника. На языке искусства взывает он к воскрешению человечества через любовь и стремление к Всевышнему.

Говоря о Святославе Рерихе, нельзя не отметить его превосходное знание истории раннего индийского искусства — в этой области он признан крупным специалистом. В одной из самых значительных своих статей, вышедшей в свет под названием «Расцвет Индии» в августе 1962 года, Святослав Рерих описывает ранние направления в индийской живописи и рассматривает исторический период в несколько столетий: от фресок в пещерах Аджанты и Эллоры до современных течений в индийском искусстве. Так художник прокладывает путь к «новым художественным формам, обогаща­ющим сокровищницу мировой культуры».

Он проявляет постоянный интерес к современным художникам, оказывает им поддержку, покровительствует искусству в Индии, и потому он горячо и искренне любим в этой стране.

Во время своего пребывания в Нью-Йорке он принимал активное участие в культурной жизни Америки и был самым деятельным сотрудником в Международном художественном центре «Corona Mundi» и в Мастер-институте объединённых искусств — учреждениях, созданных его отцом, профессором Николаем Рерихом.

В то время в художественном центре «Corona Mundi» проходило множество международных выставок. Не зная усталости, всё своё время и все свои мысли Святослав Рерих посвящал работе по продвижению искусства в разных странах.

С глубокой проницательностью и тонким чувством красоты писал он о разных художниках, обращал внимание на их национальные особенности. Так Америка узнала о творчестве многих выдающихся мастеров, совершенно неизвестных ей ранее. Без мудрого руководства и помощи Святослава Рериха во всех делах по продвижению искусства эти имена, быть может, так и остались бы в тени.

Вместе с тем художник продолжал совершенствоваться в живописи, писал портреты, пейзажи и привлёк большое внимание к себе и своему необыкновенному таланту, несопоставимому со столь юным возрастом творца. Портреты известных личностей кисти Святослава Рериха, написанные в тот период, и сегодня признаются подлинными шедеврами. Впервые в Америке картины художника были показаны в 1923 году и с 1924 по 1926 год экспонировались в США постоянно. На Венецианской выставке исполненный Святославом Рерихом портрет его отца, профессора Николая Рериха, вызвал большой интерес публики. Живописные полотна мастера неоднократно экспонировались в Европе и Америке.

Однако зов Индии становился всё сильнее, и художник простился с Америкой. Вернувшись в Индию, он всецело посвятил себя своему творчеству, проводил совместные выставки с отцом, профессором Николаем Рерихом, который на тот момент уже был очень известен в Индии.

Мастерство художника с годами росло. Получив в любимой им стране широкое признание, Святослав Рерих не переставал исповедовать высокие идеалы, любить человечество и верить во всеобщее благое будущее.

В апреле 1940 года его выставка «Картины Индии» была показана в Филадельфийском союзе искусств (Филадельфия, США). Двадцать девять картин с изображениями храмов, людей, индийской природы вызвали восторженный отклик прессы и привлекли многих любителей искусства. «В своём творческом мире Святослав Рерих выдвинул на первый план человека. На картинах художника, какими бы ни были их содержание и настроение, образы людей всегда преисполнены особой выразительности», — писал доктор Кристиан Бринтон, выдающийся американский искусствовед.

«"Наггар", "Ребти из Кулу", "Весна в Кулу", "Женщина из племени Сарадж", "Деревья осенью", "Весна" и другие картины раскрывают тёплое, трепетное отношение художника к стране и людям, которых он так хорошо знает. Его метод живописи прост и абсолютно искренен. (...) Можно ничего не знать о стране, столь ярко изображаемой им, но испытывать радость, глядя на картины, ибо они говорят сами за себя на языке, который каждый может легко понять. (...) На первый план выдвинуты человек и природа, но, в сущности, есть ещё очень много непознанного в этом мире», — пишет С.Г. Бонте в «Вестнике Филадельфии» (The Philadelphia Inquirer) 28 апреля 1940 года.

В 1961 году автор этой статьи вновь по­сетила Индию — страну, которую она горячо любит ещё со времён юности. «Много времени мы провели вместе со Святославом Рерихом и его женой Девикой Рани, выдающейся актрисой индийского кино. Пребывать в их доме (Бангалор, Южная Индия) означало для меня делать ежедневные многочисленные открытия. Мы много путешествовали вместе по городам Южной Индии — Махабалипураму, Кондживераму, и, благодаря Святославу Рериху, мне удалось увидеть величественные древние памятники: грандиозные изваяния и барельефы со сценами покаяния Арджуны, Прибрежный храм Кришны с невероятными статуями быков и многое другое. Его глазами, глазами настоящего художника, любящего Индию и имеющего истинное представление о многих изменениях, происходящих в этой стране, мне удалось увидеть мир по-новому и проникнуться верой и устремлением в будущее».

Завершая это слово признательности великому художнику, уместно привести его собственные слова из статьи «Проблемы современности», опубликованной в одном из индийских журналов: «...в сердце каждого человека горит священный огонь надежды. Эта божественная зовущая всех нас искра ведёт нас к лучшему будущему, к более счастливой и богатой жизни. Все мы должны неуклонно стремиться к этой цели, осознав то главное, что приносит истинное счастье, те незыблемые основы более совершенной жизни».

 

Источник: https://rossasia.sibro.ru/voshod/article/52393

 


Педагогика Культуры № 30 (2019)

Метки: Рубрика: Выдающиеся соотечественники

Печать E-mail

Просмотров: 1743