Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

К 90-летию выдающегося дирижера В.И.Федосеева

«Состою из народного искусства»

Владимир Иванович Федосеев родился 5 августа 1932 года в Ленинграде в семье инженера Ивана Ивановича и певшей в церковном хоре Елены Николаевны Федосеевых. Семья застала блокаду, в 1943 году эвакуировалась в Муром.

Первые уроки музыки маэстро брал в Муроме, там же играл в госпиталях. «У отца был баян, на котором он мечтал играть, – вспоминает Федосеев. – Когда вышли из Ленинграда в 1943 году, со мной был этот инструмент. Немцы разбомбили нас на первой же станции, и кроме баяна не осталось ничего. Он стоял, как подарок судьбы, посреди пожарища».

Вернувшись в родной город в 1948 году, Федосеев поступил в Ленинградское музыкальное училище им. М.П. Мусоргского (ныне – Санкт-Петербургское музыкальное училище им. М.П. Мусоргского) по классам дирижирования и баяна. По двум специальностям учился в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (ныне – Российская академия музыки им. Гнесиных) в Москве. В аспирантуре Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского по классу оперно-симфонического дирижирования занимался у педагога Лео Гинзбурга.

«Я вырос и пришел к симфоническому искусству из народного искусства, я весь состою из этого. Я считаю, что это очень правильный путь для любого музыканта, который проходит все, чем питается наша русская земля. И из этого вырастает либо удачный, либо неудачный дирижер или композитор», – говорит маэстро.

Федосеев сделал карьеру в Оркестре русских народных инструментов Центрального телевидения и Всесоюзного радио (ныне – Академический оркестр русских народных инструментов им. Н. Н. Некрасова Всероссийской государственной телерадиокомпании), уже через два года после поступления в коллектив став его художественным руководителем и главным дирижером. Дебют в качестве симфонического дирижера состоялся в 1971 году с оркестром Ленинградской филармонии (ныне – Cанкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича) по приглашению его руководителя Евгения Мравинского. «Мравинский мне много в жизни помог, поддержал, пригласил меня на конкурсы молодых дирижеров. Судьба мне все время дарила таких людей, которым я вечно благодарен. Ну и труд, конечно», – делится дирижер.

 

Глава Большого симфонического оркестра

В 1974 году Федосеев возглавил Большой симфонический оркестр (БСО) им. П.И. Чайковского. «Когда я получил это место, все удивлялись: «Как это так?» Не знаю, как это так, не могу объяснить. И вот уже 50 лет я руковожу», – говорит худрук и главный дирижер одного из ведущих оркестров страны.

«Мы сохраняем главные принципы – художественный звук, то есть узнаваемость оркестра по звуку. А остальное уже решает публика: нравится ей дирижер или нет, правильно он играет ту или иную музыку или плохо. Либо публика тебя принимает с любовью, с интересом, либо нет», – комментирует успех маэстро.

Почти полвека быть во главе коллектива вовсе не трудно, признается Федосеев. «Наоборот, с годами я все больше понимаю оркестр, а он – меня. У нас колоссальные традиции, можно назвать нас семейным оркестром: у нас отцы и даже деды нынешних музыкантов работали в БСО, супруги работают. Кто за кем следит – не знаю, да это и не важно», – шутит худрук.

«Техника есть у всех дирижеров, а вот я старался достичь гомогенности оркестра, чтобы тромбон, скрипки, флейты играли, соединяясь. По-моему, мне повезло в этом. Поэтому я храню эти традиции. И любовь. Конечно, любовь – это главное. Надо любить музыкантов, тогда и они тебя полюбят», – подчеркивает маэстро.

Петра Ильича Чайковского, имя которого носит БСО, Федосеев называет своим «путеводителем в музыке». «За 50 лет я попробовал все. За что-то я не брался, допустим, за симфонии Прокофьева. Но я влюблялся в то, что я играю. Чайковский – это мой путеводитель в музыке», – говорит дирижер.

 

Венский период

За дирижером внимательно следили оркестры по всему миру: в Цюрихском оперном театре и Токийской филармонии, на Баварском, Финском и Французском радио, Берлинский симфонический и Дрезденский филармонический оркестры, симфонические коллективы Питтсбурга и Кливленда и многие другие.

Особое место в биографии Федосеева занимает Венский симфонический оркестр, главным дирижером которого он был с 1997 по 2004 годы.

«Вена мне подарила счастье, которого я не мог даже ожидать. В планах такого не было, – смеется Федосеев. – Я испытывал колоссальное увлечение венской музыкой, я окунулся в среду высокой музыки. И старался достичь этого уровня».

По словам маэстро, его вдохновляли два источника: глубокая русская культура и западные традиции. «Я брал от немцев их традиции и принципы игры и приносил в БСО, а из БСО я брал принципы наши, русские, звук, потому что в русском человеке заложена выразительность фразы, и возил в Вену. И они замечательно это воспринимали. И это мне очень помогало и помогало оркестрам», – отмечает дирижер.

Венский период был полезен ему и новыми знаниями о композиторах. «Я искал, где жил Моцарт, где жил Бетховен. А Бетховен жил во многих квартирах в Вене. Оказалось, все очень просто: он любил принимать ванны и беспокоил этим соседей, и они его выгоняли», – рассказывает Федосеев.

С 2017 года он является главным приглашенным дирижером московского театра «Геликон-опера». «Замечательный театр, тоже в своем роде семейный: там все горят тем, чтобы друг другу помочь и сделать как можно лучше», – откликнулся Федосеев об оперной площадке.

 

Главная награда

Звание «Народный артист СССР» было присвоено Федосееву в 1980 году. Он награжден Государственной премией СССР, орденами «За заслуги перед Отечеством» I, II, III и IV степени, Почета, медалью Пушкина, рядом иностранных наград, включая почетный знак «За заслуги перед Австрийской Республикой» и медаль Международного общества Густава Малера. Но маэстро скромно называет главной наградой возможность делиться своим опытом.

«Самое важное – когда человек дарит то, что он знает. Надо дарить людям, передавать. Вот я стараюсь передать свой опыт в оркестре молодым людям», – говорит он.

В 2004 году Федосеев начал передавать свой опыт новым поколениям дирижеров в Российской академии музыки им. Гнесиных. «Сейчас я “полупреподаю”: приглашаю молодых дирижеров на репетиции, объясняю им какие-то вещи, – рассказал маэстро. – Мне нравится общаться с молодыми».

«Молодые очень увлекаются техникой, руками, прямо акробатика. Вот это меня иногда доводит до сумасшествия, – признался Федосеев. – За техникой пропадает вся музыка. Можно продирижировать очень ловко, а музыка пройдет мимо. Поэтому я стараюсь убедить их, что не надо увлекаться излишне «грамматической» техникой».

Основным в преподавании маэстро считает контакт учителя с учеником: «Надо находиться в разговоре, пояснять. Иначе можно и обидеть». А главным уроком – глубину. «У Чайковского в Четвертой симфонии semplice – “просто”. А что такое “просто”? Оказывается, это самое сложное», – привел он пример.

«Возраст копит знания. Вот я сейчас сажусь за партитуры, которыми сто раз дирижировал, и вижу, что был не прав. Я приобрел с возрастом опыт, общение с большими людьми. Это все дает новые знания, и ты отказываешься от каких-то своих прежних убеждений. Это нормально», – поясняет юбиляр. «Если ты, конечно, здоров и рядом с тобой близкие друзья и любимые. Это помогает», – добавляет он.

Народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского Владимир Федосеев выступит с возглавляемым им почти полвека оркестром 19 сентября в зале «Зарядье» и 10 октября на сцене Большого зала Московской консерватории. «Буду играть концерты, которых я много сыграл за свою жизнь и почти 50 лет работы в БСО, – поделился Федосеев. – В концерте в «Зарядье» примет участие Александр Чайковский, который пишет пьесу к этому вечеру. Также я буду играть сочинение Моцарта для четырех маленьких оркестров, которое очень редко исполняется».

Анастасия Силкина. Корр. ТАСС. 5 августа 2022 г.

Источник : https://tass-ru.turbopages.org/tass.ru/s/obschestvo/15399773

 

Дополнительный материал по теме:
          Владимир Федосеев: Я родился три раза

 

 


Педагогика Культуры № 35 (2022)

Метки: Рубрика: Выдающиеся соотечественники

Печать E-mail

Просмотров: 1391