Дата публикации: .

Яворская Ирина Евгеньевна,

методист творческого объединения теоретических исследований

и практики «Педагогика Культуры и Живая Этика»,

г. Белгород-Днестровский, Одесская область, Украина.

Педагогика тонких касаний

(Творческий поиск)

 

Приходя к детям, внутренне наблюдая за ходом урока, за чувствами, мыслями и реакцией учеников, каждый раз получаешь материал для собственных размышлений, извлекаешь полезные уроки.

 

МОСТ СВЯЗИ

Советы из книг Учения Живой Этики, из статей Людмилы Васильевны Шапошниковой и Николая Константиновича Рериха, из писем Елены Ивановны Рерих, касающихся расширения сознания, развития мыслетворчества во всей его широте, значения сердца, помогают мне яснее понять грандиозность задачи по воспитанию и развитию мышления своих учеников, а также всю сложность данного процесса. Ведь основа ожидаемых благих изменений внутреннего мира человека – энергетическая. И здесь важно качество энергетики самого учителя, ведь все педагогическое творчество проходит через духовное пространство самого учителя. Это означает, что прикоснуться к духу (сознанию, сердцу) ребенка можно только своим же духом, своей окультуренной, утонченной энергией. При этом условии начнет действовать «Принцип обмена энергий» [1].

Действительно, человек оставляет добрый след в душе другого человека, только отдав ему часть своей души, поделившись своим сердечным огнем. И точно также в любой работе – не вложив в нее своей сердечной энергии, не получить ожидаемого результата. Во всем должно быть оживотворяющее начало.

Мой собственный опыт в работе с детьми и постоянная сверка на соответствие практики с теоретическими положениями из высокого источника, каким является Живая Этика, подсказывает, что возможность тончайших касаний – мыслью, сердечной заботой, любовью – критерий культуры и утонченности учителя. Эти невидимые прикосновения происходят не только во время непосредственной работы с детьми, но и на расстоянии, в любое время суток. Ведь для мысли и любви нет расстояний, их энергии достигают того, кому направлены – мгновенно, накапливаются во времени и так создают мост связи с другим человеком. И сколько раз это положение подтверждалось на практике – думаешь о ребенке, мысленно беседуешь с ним, стараясь донести то, что не всегда получается при непосредственной встрече – и обязательно что-то меняется, теплеют отношения, словно волшебным ключом открывается потайная дверца.

В этой постоянной работе – секрет духовной общности, о которой говорил педагог Василий Сухомлинский. Не создав этого канала связи, невозможно влиять на детей, невозможно достучаться до их сердец. Ребенок обязательно должен чувствовать, что его любят, ему верят. Тогда у него появляется смысл учиться и улучшать свою природу, т.е. смысл того, к чему его призывает учитель.

Итак, первое, с чего начинается работа учителя, – это проявление его энергии любви, этой творческой силы, направленной к детям. Кто же не отзовется на свет и любовь? И в этом действе учитель и ученик становятся одним целым. И цельность эта – есть залог того, что учитель будет в состоянии помочь своему ученику во многих вопросах, сможет увлечь его на добрые дела, передать ему свою любовь как необходимую для развития энергию, свое устремление, приобщить к тому, что составляет истинные, а не призрачные ценности.

А дальше – родится уважение к ребенку, умение видеть его лучшие стороны, способность бережного прикосновения, не нарушая волю другого человека, не ломая его самого, не запрещая то или другое, а с верой в него и бесконечным терпением подвигать его к высокому, прекрасному, героическому.

 

СОЗВУЧАТЬ, СООТВЕТСТВОВАТЬ, УСТРЕМЛЯТЬСЯ…

«Совместное с учителем устремление» – следующая важная часть учебного и воспитательного процесса. Неслучайно в Живой Этике ставится важный акцент: «Не урок заданный, а совместное с учителем устремление дает мир чудесный» [2]. Т.е. существует более совершенный путь, при котором не получение готового знания – цель, а нечто другое.

Когда-нибудь, когда человечество в своей эволюции утончится настолько, что воспримет космические законы и будет жить согласно энергетическому мировоззрению, школьное ученичество будет строиться не на запоминании только массива знаний, данного учителем, а на совершенно других основах, согласно которым аксиомой будут положения о том, что знание разлито в пространстве; знание можно черпать из пространства, для этого необходимо «созвучие сознания с сущностью познаваемых явлений» [3].

Каждому будут ясны как сами собой разумеющиеся положения: «к чему устремитесь, то и получаете в ответ» [4]; человек мыслью и «волею сознательно настраивает себя на любое созвучие» [5]. Законы Созвучия и Соответствия управляют миром, и поэтому, чтобы «созвучать», надо соответствовать, надо накапливать в себе Свет.

Тогда ученик будет учиться совсем другим вещам, чем теперь: созвучию своей энергетики с Высшим, соответствию тому, что светоносно, устремлению духом к истинному знанию. А значит, и следованию космическим законам Соответствия, Созвучия, Устремления, Магнита, Красоты и многим другим.

Только становясь человеком духовным, каждый научается и законам, правящим мирами. Знание подобных законов также помогает разобраться в вопросах творчества, т.к. творческий процесс напрямую связан с описанными явлениями.

Мыслетворчество, поэтическое творчество, творение себя настоящим человеком – вот неполный перечень тех направлений, в которых участвуют школьники. Но истинный творец в этом случае – все-таки дух ребенка. И именно «устремление духа и воля претворяет жизнь. Дух, желающий раскалить свою энергию устремлением, есть плавильщик материи, расплавив материю, он утончит ее, и ему будут доступны тончайшие восприятия» [6]. Так снова и снова подсказки наших Учителей помогают найти верное решение: только развивая дух каждого ребенка, его творческую энергию, поможем его способности воспринимать тонкие вибрации и тем самым постигать науку истинного познавания; для лучшего восприятия необходимо расплавлять материю сознания (огнем устремления, любви, восхищения, высшей радости), только так достигаем утончения сознания.

 

СТАТЬ РАВНЫМ СЕРДЦУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Человек развивается энергией человечества. Это нужно знать. Любая ограниченность умаляет и сужает наши возможности, а значит, мешает продвижению. Эта данность распространяется и на человека, на его сознание. Узкое, ограниченное, самостное сознание, мелкое приземленное мышление обедняют и умаляют жизнь человека. Этому есть энергетическое обоснование: ведь «каждое ограниченное сознание привлекает энергии несовершенные» [7].

Становится очевидным, что человеческие самость, эгоизм (а это то же ограничение), с которыми часто приходится сталкиваться при общении с людьми – враги совершенствования. «Самость есть, прежде всего, ограничение, но ограничение есть смерть, ибо Космос существует лишь на принципе безграничности» [8]. В нашем случае расширенное сознание противоположно самостному сознанию и потому отвечает принципу безграничности, а значит, и космической эволюции.

Бесценны положения из книг Живой Этики, дающие своевременные подсказки и направление исканиям. И в этом случае, например, находим в «Надземном» параграф, в котором речь идет о том, что начав мыслить в масштабах всего человечества, можно расширить свое сердце до большего вмещения: «Пусть каждый найдет полезную мысль и для себя, и для человечества, ибо тогда его Я станет равно сердцу человечества» [9]. Размышление над этим и другими параграфами Учения, как и всегда, вылились в новые идеи для урока.

 

ФРАГМЕНТЫ УРОКОВ

Идет урок с 4-м классом.

На поставленный вопрос «Кого можно назвать другом?» дети ответили так:

– Того, с кем можно выстроить отношения (Костя);

– Того, кому можно доверять, кто всегда меня поймет (Виталий);

– Близкого человека, который не бросит в беде (Женя);

Продолжить беседу помогает стихотворение:

«Настоящий друг везде

Верен: в счастье и беде.

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь – он спать не может.

И во всем без дальних слов

Он помочь тебе готов».

Звучит следующий вопрос:

– А «Братство» – какой мы вкладываем смысл в это понятие?

Дети:

– И брат, и друг, это, прежде всего, человек.

– Братство – это что-то более высокое.

Рассказываю о замечательном братстве Вернадского с идеей любви к своему народу, Родине, с принципом: «На себя потреблять как можно меньше, на чужие беды смотри, как на свои». Размышляя над этим принципом вместе с детьми, выходим на грань взаимоотношений "я – мы": «когда кончается "я" – начинается "мы"».

 

*   *   *

Сказку Евгения Шварца «Два брата» прочли и обсудили за три урока. Это история, которая произошла со старшим и младшим братьями. Конечно же, мы задумались о причинах этой беды. Бездушие, безжалостность, эгоизм, по мнению детей, привели к тому, что старший брат поступил с младшим не по-братски.

Наша тема о Братстве требует продолжения. Необходимо вывести детей к мысли о единстве человечества и общем благе... А путь к высоким понятиям пролегает через осознание и накопление человечности в себе. Поэтому продолжая тему, читали на уроке сказку «Шесть пуговиц» – тоже о братьях – злом и добром. Добрый брат был «Всей Деревне Брат». Это тема человечности, братства и Братства, связи с Высшим началом, что живо в сердце.

На уроке с темой: «Живые мысли живого одухотворенного Космоса» в качестве вступления говорили с детьми о том, что истинный человек должен думать не только о себе, но и обо всей Вселенной. И счастье, о котором все мечтают, это не то, что думают многие, желая его для себя. Счастье – когда мы станем частью Мира Высшего. Этот мир имеет свои законы, один из которых – Закон причин и следствий. Согласно этому закону человек пожинает плоды своих мыслей, устремлений, дел. Сказка «Шесть пуговиц» как раз и показала на примере жизни двух братьев, как возвратились к каждому из них их же внутренние посылы другим людям: «Ты – бур морт – хороший человек, – сказал он Игнату-Всей Деревне Брату и положил подарки перед ним. А Дмитрию-Хитрому пастух велел идти на все четыре стороны». И был это не простой пастух. Он, несомненно, представляет в сказке Высший Принцип, по которому следует жить.

Выводы детей:

«Старшему брату было все равно, что будет с младшим. Он использовал его для своей пользы. Его так и звали в народе – Дмитрий-Хитрый» (Соня);

«Если делать добро, оно к тебе и вернется» (Егор);

«Сказка нас учит тому, что надо думать не о себе, а о других» (Настя).

 

ВОЗВЫШАТЬ МЫШЛЕНИЕ

Николай Константинович Рерих в очерке «Чандогия Упанишады» приводит пример необыкновенной чуткости индусов, рассказывает об их владении языком сердца, восхищается утонченностью и возвышенностью мысли, присущей каждому из них – от самого ученого до простого кули. «Лишь веками, в великом ритме, в постоянном мышлении о предметах высоких развивается это чрезвычайное качество» [10] чуткости и сердечности индусов – так говорит о причине подобного явления, как искусство мышления, Рерих. И продолжает: «но сначала нужно полюбить и сделать обычным для себя этот способ мышления. Но чтобы полюбить, нужно возрадоваться. … Эту внутреннюю сердечную радость нужно не только воспитать, но ее нужно суметь удержать, чтобы она поселилась в сердце» [11].

Это уже программа действий. Как же в обычном школьном дне осуществить эти замечательные советы? В чем найти сердечную радость, как полюбить мыслить возвышенно?

Помогают литературные занятия, музыка, восхищение природой, поиск красоты в каждом изучаемом явлении. А там, где красота, – там и радость.

 

 ФРАГМЕНТЫ УРОКОВ:

 

а) Поэзии чистое слово

Один из уроков в 4-м классе «Поэзии чистое слово», посвященный Всемирному Дню Поэзии 21 марта (из цикла уроков «Стихотворчество – род познания») внутренне перекликается с ранее состоявшимися уроками, в пространстве которых мы с детьми размышляли о двух путях, открывающихся человеку в жизни (путь Земли и путь крыльев); о тайне мысли, слова и человека; о духовном развитии человека.

Дети уже знают, что высокую поэзию, музыку не рождает мозг человека. Человек только облекает в звуки, слова тот огонь, что высекается от прикасания к сферам Высочайшего. «Огонь в одежде слова» – именно этой фразой своего стихотворения приоткрывает нам знание о космосе слова, о его огненной сути поэт Иван Франко. И тогда становится ясно: чтобы, услышав голос Безмолвия, принять эти тончайшие огненные искры и воплотить в поэзию, нужна готовность духа человеческого, его огненного соответствия и созвучия.

Приступая к выполнению поэтического задания, дети учатся настраиваться на высокий лад, чувствовать состояние и другого поэта, поделившегося с нами откровением: «И забываю мир – и в сладкой тишине я сладко усыплен своим воображеньем...» (Александр Пушкин).

Подобные задания важны для каждого ученика как путь утончения и расширения его сознания (ведь они устремляют детей в мир более высокого измерения), а значит, и как путь становления человека Человеком.

 

б) Природа как источник мысли

Ни для кого не секрет, что наблюдение дает пищу для собственной мысли. Наблюдая и подмечая изменения в природе, можно учиться видеть аналогии явлений физического и духовного мира и выводить общие законы жизни.

Получается прекрасная школа мышления и расширения сознания.

Любовь к природе развивает также и художественный дар в человеке.

Такой вид работы, как ведение поэтического календаря природы, в котором поэтической строкой и рисунками вместе с детьми учимся отмечать победное шествие природы к своему совершенству, дает прекрасные возможности. А в подтексте учителю, внимательному наблюдателю за развитием детей, виден рост их духовных сил. Особенно, если совмещать наблюдения и изучение природы с чтением художественных произведений тех авторов, которые сами умели черпать вдохновение из красоты природных явлений. Вспомним хотя бы Андерсена и его замечательные сказки – «История года», «Улитка и Розовый куст» или Пришвина, который свои наблюдения отразил во «Временах года». А также Виталия Бианки, Нину Павлову и многих других авторов, сливших в себе воедино дар любви к природе и дар слова.

Нельзя не полюбить Сакариаса Топелиуса и его сказки «Великан Тучегон» и «Унда Марина» за прекрасные сказочные образы. Ну, а сказка «Шумливый ручей» замечательна тем, что автор обращает внимание читателя на Творца, на его роль в нашей жизни. В этих сказках можно найти и другие прекрасные философские выводы. Все знание должно выводить на признание Высшего мира и тех законов, которые управляют миром – и Топелиус прекрасно с этим справился».

Учась у великих авторов и мыслителей, мы с детьми и сами сочиняем сказки, например, о Капле, весеннем Цветке или о солнечном Лучике… Так все живое становится ближе и роднее детям. А это обстоятельство как раз и приближает их к тому, что так важно для воспитателя – к утончению всей их природы, открытию сердца и расширению сознания, к чувствованию и творению красоты.

 

в) От красоты земной – к красоте Высших миров

Но нам нужно новое осознание Красоты как космического явления. Как тонко сказал поэт о неземной огненной природе Красоты: «Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» (Николай Заболоцкий).

Где же на Земле искать следы Красоты, этой небесной жительницы?

Хоть и живет Красота в Высших мирах, искры ее щедро рассыпаны повсюду. Мудрецы скажут нам: «Она излучается сердцем светлого духовного человека – через слово, любовь, произведения искусства, рожденными в творчестве его духа...»

Все те, кого мы называем великими философами, художниками, музыкантами, сами в минуты вдохновения оказывались в более высоких планах и касались в той или иной мере огненных сфер. И каждый человек, если будет расширять сознание, повышать свою энергетику, утончать себя (это три действия, ведущие к духовности, помогающие обрести связь с Высшим), – сможет лучить в наш мир через себя, сквозь себя Красоту Высших Миров.

*   *   *

Процесс расширения сознания – явление длительное, требующее ритмичного постоянства. И все же любое поступательное движение вперед рано или поздно дает видимый результат. Эта кропотливая работа, которая заключается в тонких духовных прикосновениях к сердцу ребенка, в напитывании его благодатными энергиями радости, любви, красоты, творчества, так нужна детям, нужна для будущего.


1. Беспредельность. 426.

2. Мир Огненный, часть 1. 583.

3. Грани Агни Йоги, 1957. 443.

4. Грани Агни Йоги, 1955. 332.

5. Грани Агни Йоги, 1955. 285.

6. Рерих Е.И. Письма. 3.12.1930.

7. Там же.

8. Там же.

9. Надземное. 472.

10. Рерих Н.К. Чандогия Упанишады // Н.К.Рерих. Врата в будущее. - Рига: Виеда, 1991. - С. 110.

11. Там же.

 

Источник: https://orpheus18.wixsite.com/vectnikkyltyri/13-novaya-stranica

 


Педагогика Культуры № 27 (2018)

Метки: Рубрика: Педагогические технологии, Яворская И.Е.

Печать

Просмотров: 917