Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

shnayderШнайдер Галина Константиновна,

Председатель Немецкого Рериховского Общества,

г. Ремшайд, Федеративная Республика Германия.

БУДИТЬ РАДОСТЬ ОТ ЧТЕНИЯ:

Пример региональных программ и инициатив в Германии

 

Аннотация:

В статье приводятся примеры реализации программ поддержки чтения в Германии, основные формы и методы проведения мероприятий, направленных на мотивацию детей к чтению книг, пробуждение радости от чтения. Называются некоторые гражданские инициативы в области поддержки чтения, активные участники программ и результаты исследований.

Ключевые слова: познание мира через чтение, чтение вслух, дневник чтения, удовольствие от чтения, через слушание развивается творчество и фантазия.

 *   *   *

Нам известно, что чтение книг дает не просто больше шансов в жизни, но может совершенно преобразить каждый день, дает возможность реализовать наши мечты, расширяет границы познания, создает основу для насыщенной творческой жизни. Внутренняя свобода человека рождается при накоплении знаний, ведь именно наши знания всегда остаются с нами и являются тем богатством, которое послужит и родной стране, и всему миру.

Государственные органы Германии, ответственные за образование и культуру, ставят перед собой задачу гарантировать каждому ребенку получение основных базовых знаний, как то: читать, писать, считать. Это имеет первостепенное значение, так как каждый человек согласно законодательству страны, должен посещать школу и получить базовое образование. Задача мотивировать детей к чтению, пробудить в них любовь к чтению книг, расширять свою компетентность в разных областях прежде не стояла перед государственными органами. Предпосылкой к созданию долгосрочных программ по поддержке чтения в Германии стала проблема вторичной неграмотности (по результатам теста PISA в 2000 г. Германия была на 27 месте из 47). Поддержкой и продвижением чтения занимаются как публичные библиотеки, школы и другие государственные структуры, связанные с процессом подготовки и обучения ребенка в школе, так и гражданские фонды и общества.

С 2005 года в Северной Рейн-Вестфалии создана государственная организация Bildungspartner NRW (партнер по образованию в Северной Рейн-Вестфалии), которая работает с 1300 школами и с более 400 внешкольными партнерами и координирует инициативы по всему региону[1]. Bildungspartner NRW консультирует школы и библиотеки и поддерживает кооперацию через публикации, повышение квалификации, мастер-классы и конгрессы. Bildungspartner NRW поддерживается управлением публичных библиотек, руководством города Дюссельдорф и министерством семьи, детей, молодежи, культуры и спорта, а также союзом библиотек Северной Рейн-Вестфалии.

Мы понимаем наш мир через чтение. В настоящее время мощного развития техники и особенно электронных видов связи, все же многие люди осознают важность чтения книг. Гражданские инициативы, направленные на поддержку и продвижение чтения, получают серьезное содействие различных государственных структур и предприятий. Важную роль играют личные инициативы, в частности, фонды, поддерживающие различные проекты через спонсорские взносы.

О некоторых примерах такой гражданской инициативы и кооперации мне хотелось бы рассказать. Возможно, предложенный вашему вниманию опыт уже реализован также в других странах. И все же, что-то покажется новым, интересным, заслуживающим внимания.

Самой крупной организацией в области поддержки чтения можно назвать Немецкий фонд «Чтение», который возник на базе Немецкого литературного общества в 1988 году. Фонд находится под патронатом президента страны, его кооперативными членами являются федеральные земли Германии, экономические союзы, предприятия и общественные организации.

Фонд «Чтение» проводит целенаправленную политику в области поддержки чтения, представляя собой «мастерскую идей», призванную помочь всем, кто хочет пробудить интерес к чтению: библиотекам, школам, книготорговым организациям, детским садам и семьям.

Каждый ребенок должен учиться читать. Чтение – это базис для самостоятельной жизни; умение читать добавляет детям и подросткам шансы в жизни, укрепляет их отношения между собой, позволяет им отрыть для себя мир.

«Это начинается с чтения» – так называется инициатива фонда «Чтение» и фонда «Немецкие железные дороги». Инициатива получила поддержку от издательств, книжных магазинов и читательских кружков во всей Германии. Убедительные рекламные мотивы показывают молодым людям, как контрастно отличается будничная среда жизни от от той, которая сопровождается чтением книг. Кроме того, инициатива ставит в фокус значение персонального активного участия и как бы пишет портрет будущего «мастера чтения» Германии. Больше всего школьники получают пользу от чтения, если они с удовольствием читают и если прочитанное соединяется с собственными фантазиями, стремлениями и опытом. На сайте фонда «Чтение» можно найти региональные и местные предложения для участия в качестве шефствующего чтеца вслух и возможности спонсорского участия в программах.

В качестве мотивации для участия в инициативе фонд «Чтение» проводит разъяснение о важности чтения в жизни:

Почему чтение так важно? Дети, которые с малых лет знакомы с рассказами, книгами, имеют лучшие отметки в школе. Как показывают национальные и международные исследования, в дальнейшем успех человека коррелирует с количеством книг, которые он прочел в возрасте до 10 лет. Читательская компетентность есть более сильный индикатор для экономического развития стран, чем посещаемость школы. Инвестиции в образование в раннем возрасте окупаются в соотношении 1/7. Чтение повышает способность осваиваться в коллективе и уровень удовлетворенности жизни – это имеет силу в любом возрасте.

«Чтение также и в эпоху цифровых технологий обязательно. Хочет ли человек понять текст в приложении, лист-вкладыш с инструкцией или общее толкование прав человека – все начинается с чтения. Однако, каждый шестой подросток в Германии имеет с этим проблемы, более 7 миллионов взрослых являются функционально неграмотными (вторичная неграмотность). ˂...˃ Политика образования и общество призваны это изменить и вступиться за чтение», – говорит доктор Йорг Ф. Маас, Генеральный директор фонда «Чтение».[2]

Есть еще одна важная инициатива. Общегерманский День чтения вслух – «Вместе делать и читать». «16 ноября 2018 года Германия дала сигнал для очередного Дня чтения» – Общегерманский день чтения вслух организован фондом «Чтение», газетой «Ди Цайт» и фондом «Немецкие железные дороги» и проводился уже пятнадцатый раз с 2013 года.

Чтение вслух есть важнейшее основание для обучения чтению. «День чтения вслух» проходил впервые под определенным девизом. Им стала тема «Природа и окружающая среда». Для подготовки к Дню чтения вслух даются подходящие рекомендации для чтения, идеи для экспериметов и акций, как выбрать книгу. Цель таких мероприятий – показать значение чтения вслух для образования и равенства шансов. День чтения вслух стал значительным Праздником чтения!

Для проведения такого Дня чтения вслух проводится регистрация участников – всех желающих. В празднике чтения приняли участие тысячи чтецов и слушателей, среди них многочисленные видные деятели, журналисты, музыканты, победители олимпийских игр, актеры и писатели. День чтения вслух проводится в различных аудиториях, в школах, клубах, публичных библиотеках и так далее.

Какие рассказы будут прочитаны – решает сам участник. Важно, чтобы выбранные рассказы подходили к возрасту слушателей. Для уверенности детей, педагоги дают рекомендации, охотно просмотрят выбранные детьми книги на соответствие теме и группе слушателей.

15 минут чтения вслух каждый день достаточно! Даже за такое короткое время чтение вслух успокаивает, укрепляет отношения, содействует процессу образования и вызывает полет фантазии – дети учатся просто быстрее и лучше, с большей радостью и без хандры. Известно, что дети читают с удовольствием то, что их интересует.

Исследования, проведенные с 29 октября 2018 г. фондом «Чтение», показали, что регулярное чтение вслух облегчает школьникам начальных классов обучение чтению. Четверо из пятерых детей с опытом чтения вслух обучились чтению гораздо легче – это главный результат. Иметь возможность уже в дошкольном возрасте слушать рассказы очень важно для функционального и школьного образования. Ведь именно у детей в самом раннем возрасте закладываются навыки читательской активности. Однако, каждый четвертый ребенок в Германии не получает вне уроков возможности слушать, когда ему читают вслух.

Руководитель института исследований для чтения и средств информации фонда «Чтение», доктор Симоне С.Эмиг сообщила: «Опрос детей показал, что для 52 процентов детей, имеющих маленький опыт с чтением вслух, обучение чтению длится дольше. Из тех, кому читали вслух регулярно, только 28 процентов детей имели трудности при обучении чтению».[3]

Фонд «Чтение» проводит около 15 мероприятий в год, направленных на развитие чтения во всех слоях населения. Разрабатываются различные программы: «Мы читаем вслух – везде и всегда» – возрождение семейного чтения, «Клуб чтения» – добровольные участники проводят занятия по чтению в детских садах. Из самых актуальных программ можно назвать: «Детское жюри» – что любят читать дети; во время книжной выставки «Компас для чтения» – 2019» лучшие современные книги для трех возрастных категорий 2-6 лет, 6- 10 лет, 10- 14 лет определяют дети; «Немецкая премия по чтению» – конкурс проводится в шести различных категориях – желающие участвовать регистрируют свои проекты до 30 июня 2019 года.[3]

Хотя дети и подростки каждый день читают бесчисленное количество новостей в Фэйсбуке и находятся в чате ежеминутно, книги читают, напротив, только немногие. При этом чтение не только формирует воображение, но и содействует развитию познавательных функций. Раннее чтение рассказов при этом особенно важно. Кому с ранних лет привили интерес к книгам, развивает собственный к ним интерес.

«Lesespaß» – читать в удовольствие – так называется общая инициатива международного медиа-концерна Бертельсман, фонда «Чтение» и Гёте-Института, которая возникла чтобы облегчить детям и подросткам новые доступы к чтению и заинтересовать их чтением книг. Основной ее целью является – мотивировать к чтению и способствовать углублению читательской компетенции.

Для реализации этой инициативы к участию приглашены родители, воспитатели и учителя, поскольку в конечном счете, они имеют наибольшее влияние на формирование положительного отношения детей к чтению. Особый интерес направлен к семьям, в которых мало или совсем не читают вслух детям.

Проведенные мероприятия в рамках инициативы „Lesespaß“ встретили оживленный интерес у детей и подростков в городе Гютерсло (место расположения концерна Бертельсман). Реализация задуманных планов осуществляется в таких формах как: мастер-классы, интерактивные спектакли, познавательные игры, литературные салоны.

При интерактивных чтениях (авторский вечер) дети могут принять участие в написании рассказов; в мастерской писателя с автором или спортивным репортером сочинять первые тексты или сценарии к фильмам по популярным детским книгам. Во всех проектах инициаторы тесно работают со школами, детскими садами, городскими библиотеками, клубами свободного времени, обществами культуры и муниципальными органами. С 2011 года было проведено около 25 проектов в поддержку чтения.

Проект «Книги для всех» адресован к родителям и детям с иностранными корнями. Как сообщила руководитель проекта от Гёте-Института г-жа Тугьба Талас, для этой целевой группы очень важно, чтобы встречи проводились в их среде, в тех местах, которые родители считают достойными доверия. В двух мечетях и одной церкви были организованы библиотеки. Каждую неделю там проводятся часы для чтения и занятий поделками. Такие встречи подняли интерес родителей и детей к книгам, и было решено продолжить такой подход, чтобы достичь постоянства, систематичности. «Проект затронул и идеи рождаются, в школах, в детских садах, среди родителей и в обществах, таким образом, что эта инициатива продолжается ими самостоятельно», – отметила г-жа Тугьба Талас [4].

Также реализуется интересная идея проводить часы чтения вслух как в общепринятых местах, так и в местах, необычных для этой цели. Так, например, чтение рассказов о работе пожарных в помещении пожарной охраны. Там дети сидят среди пожарных машин, и один из пожарных читает им книгу. «Дети задают много вопросов и вдохновляются, находясь за реальными кулисами», – рассказала г-жа Тугьба Талас [4].

Проведенный летом 2012 года опрос около 300 родителей показал, что число родителей, которые сами устремились к книгам, значительно выросло в сравнении с предыдущим годом. По словам родителей, около 75 процентов детей от 10 до 14 лет читают книги с удовольствием. В 2010 году это число составляло лишь 60 процентов.

Осенью 2013 года Гёте-Институт инициировал в рамках проекта «Lesespaß» конкурс «Читать-слушать». При этом детям и подросткам до 14 лет было предложено самостоятельно придумать собственные игры. Работа с этими играми требует широкие языковые умения: дети должны читать, писать сценарий-конспект, и при этом литературный текст переложить в диалоги. Как прийти от исходного текста к сценарию игры, как должен быть перестроен текст, как правильно ввести музыку и шорохи – всему этому обучает практический семинар.

Вообще, часы чтения вслух это широко используемый и эффективный метод приблизить детей, особенно в начальной школе, к чтению. Такие чтения проводятся в библиотеках, домах творчества, школах. Только через слушание развивается творчество и фантазия, тренируется концентрация и усидчивость. Это оказывает также позитивное влияние на богатство разговорной речи. Находящиеся в книгах картинки, рисунки легче соединяют слушателей с персонажами и событиями в книге. Правильно выбранные книги, соответствующие возрастным интересам детей, а также приятная, удобная атмосфера, помогающая детям сохранить концентрацию при слушании, делают часы чтения вслух незабываемыми и радостными.

«Читающие лисы. Мюнхен», фонд чтения, «Майнц», «Мир чтения. Берлин» – это лишь несколько примеров обществ и фондов, которые на добровольных началах помогают в организации часов чтения.

Есть масса исследований, которые доказывают, что, если ребенок не читает книг, то с определенного возраста культивировать в себе такую привычку становится очень непросто. Так, необходимо объяснять и родителям, как важно «разбудить» интерес к книгам, приобщить детей к чтению с раннего возраста.

В каждой федеральной земле и каждом крупном городе имеются общества или фонды, которые посвящают свою деятельность развитию способностей к чтению, организуют часы чтения вслух или по-иному выполняют эти задачи.

«Инициатива поддержки чтения, Берлин (zur Leseförderung, Berlin)» – молодая организация, которая активно принимает участие в поддержке развития способности к чтению. Девиз организации: «Будить радость от чтения» [5].

Деятельность организации охватывает все мероприятия и инициативы для поддержки развития навыков чтения. Своими целями организация ставит: развитие читательской компетенции, мотивация к регулярному чтению, будить радость от чтения, усиливать интересы к литературе. На своем веб-сайте организация объединяет инициативы различных участников, таких как фонд «Чтение», федеративный союз поддержки чтения, академия поддержки чтения, библиотеки, региональные и местные общества.

Используются различные методы и инициативы: конкурс чтения вслух, презентация книг, авторские чтения, олимпиады по чтению, сундук для чтения.

Как выбрать книгу – это зависит, конечно, от возраста детей – чем старше дети, тем более книги должны соответствовать их интересам. В начальной школе рекомендуются, конечно, детские книги, легко понимаемые и хорошо усваиваемые. «Война и мир» мало подходит к таким мероприятиям.

Интересен опыт ведения «Дневника чтения».

«Дневник чтения» – это свободная форма ведения записей о книгах, которые дети прочитали или прослушали. Это позволяет детям найти свой персональный подход к книгам, выразить свое мнение и впечатление от прочитанного и услышанного.

Существуют рекомендации по ведению дневников чтения, а именно: отмечать в записях, когда была прочитана книга и какая, какие герои были в книге, краткое содержание отдельных глав, интересных частей книги, описать характер главных и второстепенных героев. Можно дополнить записи своими рисунками по сюжету книги, записать собственные впечатления.

Включить в дневник цитаты, которые школьнику особенно понравились или запомнились, ситуации, которые явились поворотными в развитии сюжета книги, и собственные комментарии к отдельным моментам или частям в книге. Возможно даже написать собственное окончание истории, описать, какие ассоциации возникали при чтении – музыка, фильмы, картины, воспоминания, вклеивание подходящих по смыслу вырезок и картинок.

Как мы видим, возможности безграничны и оставляют свободный выбор школьникам для проявления их творчества и фантазии.

Ведение дневников чтения имеет много преимуществ: они независимы от школьной ступени, поддерживают литературные беседы, развивают восприятие текстов, особый способ общения с текстами, умение обсуждать прочитанное.

Ведение дневника ведет к диалогу между учителем и учеником, можно своевременно выявить проблемы и трудности, наблюдать за успехами и развитием школьника. Не только содержание прочитанного найдет отражение в записях, но и мысли и чувства ребенка.

Что будет использовано из рекомендуемого для ведения «Дневника чтения» – решает учитель. Будет ли это задание на неделю, как часто будет читать учитель содержание, как будет в результате использован дневник, – все это обсуждается и решается совместно.

Таким образом, «Дневник чтения» – это эффективный метод, который не только способствует углублению интереса к чтению, но и развивает компетенции детей в разных областях. Это поможет школьникам также и во внеклассных литературных интересах и в понимании не литературных текстов.

Чтение делает возможным активное участие в обществе, развивает независимость и самостоятельность, увеличивает словарный запас и учит гармоничным, взвешенным выражениям, делает возможным проводить самостоятельные исследования. Чтение расширяет горизонт, передает новые знания, расширяет творческие способности и богатство воображения. Уже многое делается для поддержки чтения, но необходимо приложить еще немало совместных усилий, чтобы чтение книг для большинства людей стало чем-то само собой разумеющимся.

 

Источники:

1. Bildungspartner NRW – Партнер по образованию Северной Рейн-Вестфалии / Электронный ресурс.- Режим доступа: https://www.bildungspartner.schulministerium.nrw.de

2.  Es fängt mit Lesen an – Bundesweite Initiative – Все начинается с чтения – общенациональная инициатива / Электронный ресурс.- Режим доступа: https://www.deutschebahnstiftung.de/details/es-faengt-mit-lesen-an-bundesweite-initiative.html

3. Vorlesestudie 2018: Regelmäßiges Vorlesen erleichtert Grundschülern das Lesenlernen – Иccледования по чтению вслух 2018: регулярное чтение вслух облегчает ученикам начальных классов обучение чтению / Электронный ресурс.- Режим доступа: https://www.deutschebahnstiftung.de/details/vorlesestudie-2018-regelmaessiges-vorlesen-erleichtert-grundschuelern-das-lesenlernen.html

4. Katja Hanke. Initiative „Lesespass“ – Mehr Freude am Lesen – Инициатива «Читать в удовольствие – Больше радости от чтения / Электронный ресурс.- Режим доступа: https://www.goethe.de/de/spr/mag/20364083.html

5. Zur Leseförderung, Berlin – Инициатива поддержки чтения, Берлин / Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.lesefoerderung.de/ueber-uns/

 

Опубликовано:
Непрерывное образование. Научный рецензированный журнал. – 2021. – Вып.2 (36). – С.77-81.

 


Педагогика Культуры № 29 (2019)

Метки: Рубрика: Культура чтения. Библиотечно-просветительская деятельность, Шнайдер Г.К.

Печать E-mail

Просмотров: 2953