Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Хоровая студия «Исток»

Зингаренко Анжела Абелевна,

преподаватель музыкального училища им Н.А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург

Шистер Мария Ильинична,

педагог, концертмейстер Дома детства и юношества «МИР», Санкт-Петербург

 

Весной 2005 года в Розовом Павильоне Павловского парка близ Санкт-Петербурга состоялся концерт детской вокально-хоровой студии «Исток». Наверное, излишне описывать, какие чувства вызывает классическая музыка в такой обстановке, к тому же в детском исполнении. Но радости добавляла еще одна особенность, с которой была составлена программа концерта. В финале было исполнено несколько номеров с участием самих педагогов этой студии. Во всем чувствовалась согласованность, взаимная радость творчества детей и взрослых. Это передавалось в зал и увеличивало светлое чувство, которое всегда вызывает встреча с искусством.

После концерта захотелось подойти к его организаторам, педагогам студии и спросить у них, как им живется в столь трудное время, когда работникам культуры в их непростой работе ни на какую поддержку рассчитывать не приходится.

И вот что мы узнали.

(Пусть этот рассказ – краткий и сдержанный на эмоции, но оставляющий место для воображения – послужит основанием для активности и добавит сил творческим личностям и организаторам, всем тем, кто любит детей и не желает оставаться в стороне, когда можно помочь духовному развитию подрастающего поколения).

 

Вокально-хоровая студия «Исток» была основана в 2001 году и, можно сказать, является ровесницей нового века. В задачи учебного процесса входит как достижение сценического результата, так и воспитание художественно развитой творческой личности, что особенно важно в наш компьютерный век. Четыре года мы работаем вместе вчетвером. Большой ли это срок для создания хорового коллектива? Наверное, даже непрофессионал понимает, что нет. Тем не менее, сегодня мы можем не без гордости сказать, что за это время сумели воспитать два сценических коллектива: концертный хор, в котором поют дети 8-12-летнего возраста и вокально-хоровой ансамбль «Исток», куда входят старшие девочки 12-15 лет. За эти годы мы стали лауреатами районных, городских, областных и международных конкурсов и фестивалей. Ансамбль «Исток» совершил гастрольные турне по городам России (Москва, Новгород, Псков, Тихвин, Гатчина, Выборг) и зарубежных стран (Стокгольм, Хельсинки, Турку, Таллинн).

В минувшем учебном году мы провели своими силами первый Всероссийский певческий фестиваль «В мире поющего детства». В нем принимали участие хоровые коллективы из Москвы, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Выборга. В рамках фестиваля была организована научно-методическая конференция «Обучение пению в России: традиции и современность», по материалам которой была издана брошюра. В следующем учебном году мы планируем провести второй такой фестиваль, в котором примут участие детские вокальные ансамбли – от дуэтов и трио до двенадцати человек; проводиться он будет при поддержке Комитета по образованию Санкт-Петербурга. Эта деятельность представляется особенно важной, поскольку нам, педагогам, всегда интересно знать то, что и как делают наши коллеги – мы учимся друг у друга, перенимаем опыт. Для детей же встречи с другими коллективами всегда являются стимулом к тому, чтобы учиться еще лучше, брать у педагогов еще больше.

Как нам удалось достичь таких результатов? С самого начала мы понимали, что хоровая студия – это наше дело, которое мы считаем самым нужным, и несмотря ни на какие препятствия, не жалея ни сил, ни времени, продолжаем это делать сегодня. Этот бизнес не приносит доходы. Наша работа – воспитание молодого поколения – гораздо более ценна и благородна, и потому – вовсе не прибыльна. Но каждый из нас живет по принципу: «Не жалуйся, не хочешь работать педагогом – иди, зарабатывай деньги». Наверное, в сегодняшнем мире мы можем кому-то показаться сумасшедшими, и это не удивительно, ведь каждый выбирает свой путь.

В нашем учебном заведении четыре педагога, все с высшим музыкальным образованием – Е.Ю. Павлова, М.И. Шистер, А.А. Зингаренко, Г.И. Павлова. Мы работаем, как сейчас говорят, «на доверии». Никто никому не указывает, никого не проверяет, не диктует своего мнения. Мы уважаем профессиональные качества друг друга, и если по какому-то вопросу у нас возникают разногласия, стараемся разрешить этот вопрос так, чтобы извлечь максимальную пользу из сложившийся ситуации.

Цикл предметов, которые преподаются детям в нашей вокально-хоровой студии, традиционен для данного типа учебных заведений – хор, вокал, сольфеджио, фортепиано, музыкальная литература. При распределении предметов по классам, а также учебных часов на определенный предмет в каждом классе мы стремились, прежде всего, к тому, чтобы достичь наилучшего учебного и исполнительского результата. Поэтому уже на втором году обучения, наряду с хором и сольфеджио, в курс обучения вводится вокал (сольное пение).

Кроме того, для нас важно, чтобы дети, имеющие музыкальные способности, сумели максимально реализовать их и после восьми-девяти лет обучения в нашей студии, при желании продолжить музыкальное образование, могли поступить в среднее специальное учебное заведение.

Для профессионального обучения, как известно, особое значение имеют такие предметы, как фортепиано и сольфеджио. По фортепиано нами предусмотрены три варианта учебных программ: ознакомительный одногодичный курс – для тех, у кого нет инструмента; четырехлетний курс (неполное образование) – для детей с инструментом; и восьмилетний курс – для способных детей, которые хотят в будущем продолжить музыкальное образование. Что касается сольфеджио, то за восемь лет обучения в студии дети проходят программу, соответствующую уровню музыкальной школы, и, следовательно, наиболее способные и восприимчивые оказываются подготовленными для следующей ступени образования.

Особое значение для приобщения детей к классической музыке имеет предмет «Музыкальная литература». Он не только расширяет кругозор учащихся, но также способствует воспитанию их музыкального вкуса. Этот предмет изучается в хоровой студии также в объеме программы музыкальной школы.

Последние два года у нас установилась традиция – проводить тематические концерты, посвященные памятным событиям музыкальной культуры. Так, в предыдущем учебном году прошел концерт, посвященный памяти П.И. Чайковского, а в этом году – юбилейным датам И.С. Баха. Обязательной составной частью таких концертов является небольшой рассказ о жанрах исполняемых произведений, обстоятельствах жизни композитора, в которых они были созданы, и т. д. Такой рассказ до сих пор готовили педагоги, однако в будущем, когда дети подрастут, они смогут это делать самостоятельно.

Безусловно, детское творчество – очень важная составляющая учебного процесса, однако оно не может развиваться по-настоящему, если рядом нет примера взрослых, своего рода образца для подражания, по крайней мере, на первых порах. И для нас, педагогов, творческая реализация необходима, потому что по-настоящему учить играть или петь может только тот, кто сам занимается исполнительской деятельностью. Мы создали вокальный дуэт и регулярно выступаем в концертах, как отдельно, так и вместе с детьми. Два года назад, например, вместе с ансамблем «Исток», мы исполнили фрагменты кантаты Дж. Перголези “Stabat mater” и планируем повторить это в будущем году.

В заключение хотелось бы отметить, что, проблемы, конечно, всегда есть. Они общеизвестны, и, думается, понятны каждому читателю. Но мы, прежде всего, пытаемся их решать, а на то, чтобы заниматься пустыми разговорами у нас нет ни времени, ни сил, ни, признаться, желания. Мы отдаем это время и силы обучению детей, и, чем больше людей будет делать дело, а не обсуждать других, тем лучшее образование и воспитание мы сможем дать подрастающему поколению.

 


Педагогика Культуры № 3/4 (2005)

Метки: Рубрика: Музыкальное воспитание, Зингаренко А.А., Шистер М.И.

Печать E-mail

Просмотров: 2635