Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

video uvarova
Видеозапись доклада

 

Уварова Лариса Ивановна,

ведущий специалист информационно-библиотечного центра

Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования,

ответственный редактор общественного научно-просветительского журнала «Педагогика Культуры»,

г.Санкт-Петербург

 

 

 

 

АТРИБУТЫ КУЛЬТУРЫ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ АСПЕКТ

Доклад на Международной научно-общественной конференции
«Культура и цивилизация. Проблемы и пути взаимодействия»,
Москва, Международный Центр Рерихов, 9–10 октября 2021 

Одной из проблем взаимодействия культуры и цивилизации в наше время является вопрос понимания культуры, ее адекватного, научного восприятия современниками. Не противопоставляя понятие цивилизации культуре, которые, по сути, призваны дополнять друг друга, вместе с тем можно видеть, что многочисленные явления, порожденные современной цивилизацией, мешают развитию культуры в обществе, ее сохранению. И такое положение является противоестественным. Под цивилизацией понимаются внешние пределы развития общества, технические и технологические достижения, тогда как культура является сущностью духовного качества жизни общества, отражая внутренний мир человека, – формы цивилизации преходящи, культура же понятие вечное. Преходящее, временное не может становиться на пути у вечного, на пути духовного развития, пути эволюции, и потому справедливо поднимать общественно-важные вопросы на этой и других подобных конференциях, искать ответы и пути решения возникающих противоречий.

Известно, что цивилизация призвана способствовать развитию общества, создавать благоприятные условия, в первую очередь, развитию его культуры, в то же время и культура в области научных достижений содействует развитию цивилизации. Однако возникшее в начале XX века такое значимое явление общественной жизни, как массовая культура, создало большие проблемы для духовного и культурного развития общества. Цель и предназначение массовой культуры, как это сформулировано учеными-социологами, – обслуживать цивилизацию и заполнять досуг людей, занятых в той или иной сфере деятельности. Являясь товаром для рынка, преследуя коммерческие цели, массовая культура (куда включаются СМИ, реклама, индустрия развлечений и прочее) враждебна всему возвышенному – для извлечения прибыли она опирается, как правило, на низменные интересы людей, отвлекая их сознание от задачи самосовершенствования как цели самой жизни и от культурного развития.

Проблема эта должна быть осознана обществом в полной мере, и она состоит в том, что массовая культура, сдвигая акценты с главного на второстепенное, заменяет истинные, духовные ценности фальшивыми, и человек вместо истинной духовной пищи – культуры – получает взамен (как отмечают культурологи) заменитель-суррогат, «эрзац-продукт», подделку, подчас весьма ядовитую – массовую культуру.

Решение противоречий между желаемыми явлениями и действительностью предлагается начать, исходя из существа вопроса, с представлений о культуре. Проблема и здесь стоит остро и заключается в отсутствии однозначных понятий культуры, отличающих ее от цивилизации, – понятий четких, научных и όбразных, что особенно необходимо в процессе образования. Без этого легко происходит подмена понятий и возникает непонимание сложившейся в человеческом обществе обстановки, глубоко драматичной по своей сути, связанной с его выживанием.

Увидеть границы, разделяющие явления массовой культуры от собственно Культуры, для многих бывает крайне затруднительно – подчас эти границы тонки и размыты, и нужно иметь, как говорится, «особого рода зрение», поскольку отклонение от этических норм в массовой культуре происходит не только в грубой, циничной форме, но и весьма утонченно. Потому нужны методы по выявлению признаков Культуры, чтобы вооружить знаниями как обучающихся в системе образования, так и каждого желающего распознать.

Необходимо учитывать, что Культура, кроме такой ее обобщающей характеристики, как всеобщее достояние человечества, имеет также определенные конкретные признаки, позволяющие отличить ее от явлений массовой культуры. Эти признаки, существенные, неотъемлемые свойства Культуры – атрибуты – то, что внутренне присуще данному явлению, – будучи научно обоснованными, рассматриваемые с точки зрения положений Живой Этики, являются одновременно, по сути, признаками духовности – что и отличает их от явлений цивилизации.

Метод преподавания, основанный на выявлении признаков, атрибутов Культуры, более двадцати лет успешно применяется в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования на курсах повышения квалификации педагогов. Такая просветительская работа стала импульсом и явилась началом для возникновения общественного движения Культуры в системе школьного образования. Этот апробированный способ просветительства может быть применен в работе по распространению знаний, усвоению основ Культуры для подрастающего поколения и может широко использоваться, благодаря современным технологиям. Тем самым можно значительно приблизиться к решению проблемы взаимодействия Культуры и цивилизации.

Инициатор и автор Пакта защиты культурных ценностей, выдающийся деятель мировой культуры Николай Константинович Рерих писал: «История в своих безличных справедливых оценках делит человечество по черте Культуры» [1, с. 178]. По каким признакам можно было бы определить черту Культуры? Каковы ее атрибуты?

Подробно остановиться на каждом из признаков Культуры в рамках доклада не имеется возможности, поэтому кратко перечислим наиболее, с нашей точки зрения, важные из них. Подчеркнем, что все они, тесно связанные между собой, требуют глубокого осмысления и дополнительных знаний. Этот краткий перечень может дать импульс к дальнейшему изучению свойств Культуры.

Культуре, прежде всего, присуще (в том числе, и этимологически) понятие «свет» – свет духовных начал, огонь творчества, огонь сердца. В понятии «огонь сердца», как указывал Н.К.Рерих, заключается «первое отличие Культуры от цивилизации» [2, с. 61]. «Культура умолкает там, где сердце немо», – писал он [3, с. 71].

На наличие такого определяющего сущность Культуры признака, как сердце, также указывала выдающийся русский философ Елена Ивановна Рерих. Сравнивая Культуру с жар-птицей, она писала, что распознать, где Культура, могут только чистые сердца [4, с. 295]. Известно, что чистое сердце – это сердце, свободное от корысти.

Благодаря Рериховской культурологической концепции, к исследованию которой активно приступили ученые в последние десятилетия, научное представление о Культуре в настоящее время значительно прояснилось и конкретизировалось. Согласно этой концепции, Культура является инструментом эволюционных преобразований на нашей планете – как в сфере общественных отношений, так и в самом человеке, чему соответствуют также выводы ученых – философов и культурологов прошлого века и последних лет.

В Рериховской концепции Культуры, основанной на философском труде – учении Живой Этики, в качестве жизненно необходимых и определяющих для человечества выдвинуты духовные аспекты Красоты, в которой заключается истина и утверждается эволюция. Известно, что Истина есть то, к чему стремится Знание.

Знание и Красота – неотъемлемые элементы Культуры – они лежат в самόм её основании. Воспринимаемые в единстве, синтезе, понятия Знание, Истина, Красота помогают в жизненно необходимом процессе распознавания сути вещей и явлений. Там, где Культура, – там исключены всякого рода безвкусие, фейки и любая недобросовестная, некачественная работа. Этот подход позволяет легко отличить массовую культуру, которой всё это свойственно. Критерий истины и красоты – в хорошо развитом чувствознании, которое достижимо, если дух человека устремлен к познанию.

Красота и Знание тесно связаны с нравственностью, этикой. Тезис о том, что прекрасное и нравственное неразделимы, известен еще со времен Платона. Так же Знание не может быть в отрыве от нравственности, поскольку такой разрыв губителен, утверждается в Живой Этике [5, § 145].

Этика, выделенная когда-то в отдельную науку, должна вернуться в сознание людей и утвердиться как основа самой жизни, как ее атрибут и как неотъемлемое свойство явлений Культуры. Не в виде пустого, заученного этикета, а именно живой этикой – когда в мыслях и в поведении человека утвердиться как норма уважительное отношение к окружающему миру.

Этика, говоря простым языком, есть проявление уважения к духовному качеству (обнаруженному или скрытому) того явления, к которому направлено сознание и внимание; умение видеть эти качества во всем: в людях, в красоте природы, которая вдохновляет к добру; в предметах и произведениях искусства, возвышающих сознание; в содержании знаний, в науке, которая учит человечности.

Уважение ко всему лучшему, высшему и прекрасному – это ключ, которым Этика открывает двери Истины в трудном процессе распознавания. При таком подходе акценты смещаются с внешних эффектов на внимание к внутреннему содержанию, и оно становится главным. То же самое – относительно красоты в человеке: помимо внешности, возникает интерес к внутреннему миру человека, его идеалам, убеждениям, взглядам – его мировоззрению. Ирония же над возвышенными понятиями, идеалами (характеристика постмодернизма, современного явления массовой культуры) есть цинизм, иначе говоря, бездуховность, разрушающая личность.

«Культура есть почитание Света» [6, с. 41] – света знаний, красоты, духовных начал. Искусство, наука, религия – то, что составляет Культуру – всё познавательное, прекрасное и священное в единстве, синтезе – важнейший отличительный признак и Знак Культуры. «Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений», – писал Н.К.Рерих [6, с. 41].

Синтез как познавательный метод позволяет видеть явления действительности в их целостности и взаимосвязи, дает возможность устремиться «к ничем не стесненному познанию <…> Синтез поможет и ввести в обиход жизни оздоровляющие высокие понятия и научит вмещать то многое, что еще вчера казалось отвлеченностью», – отмечал Н.К.Рерих. [7, с. 111].

В науке психологии есть утверждение: в мыслительном процессе «анализ без синтеза порочен» [8, с. 325] – тем самым подчеркиваются духовные, этические аспекты умственной деятельности.

«Культура в основе своей есть Эволюция», – утверждала Е.И.Рерих [9, с. 340]. Только то, что способствует эволюции, что развивает человека и общество, то, что возвышает и облагораживает дух человеческий, относится к явлению Культуры. И этот её отличительный признак – тоже один из главных. Вопрос: «Способствует ли то или иное явление развитию духа?» – может использоваться как критерий для распознавания. Меньше всего развитием духа озабочена массовая культура («прислужница цивилизации»), которая сегодня, как мы видим по окружающей действительности, поистине, торжествует. Цивилизация всякие безобразия «оправдает за сходную цену», – писал Н.К.Рерих, – и «хохотом встретит все попытки блага» [10, с. 143].

На жизненном опыте убеждаемся, как нелегко поддаются распознаванию явления Культуры и псевдокультуры, но каждый выявленный признак – как ключ к Истине.

Умение самоотверженно трудиться на Благо Общее отличает культурного человека в ряду других людей, и такое желание трудиться возникает лишь у того, кому свойственно стремление к совершенствованию. Совершенствуясь сам, человек способствует тем самым Благу Общему. Хорошо, когда это происходит сознательно. Нельзя не вспомнить, что в Лицее, где воспитывался А.С. Пушкин и откуда вышли многие выдающиеся личности, немало потрудившиеся и внесшие вклад в отечественную и мировую Культуру, был девиз: «Для общей пользы».

Общее Благо не есть просто сумма потребностей и желаний отдельных людей. В основе Общего Блага заложен критерий, определяющий соответствие целям и задачам развития всего общества. Благо семьи, коллектива, государства – как ступени развития личности на пути к Общему Благу в масштабе человечества. В этом принципе – залог выживания человечества, развитие общества на основе Культуры, который противостоит принципу эгоцентричности, способному погубить не только все лучшие начинания, но и саму жизнь на планете.

К сожалению, в пространстве массовой культуры везде и всюду навязываются обывательские стереотипы, происходит привитие сугубо личных интересов. Но лучшее будущее, которое каждая семья желает подрастающему поколению и куда направлены здоровые силы общества, на обывательских стереотипах не построить. Только в Культуре, которая основывается на принципе Общего Блага, человек, ищущий смысла жизни, найдет ответы.

Там, где Этика (уважение к людям, ко всему живущему, к прошлому и будущему, к Высшему началу), где в основе Общее Благо – там красота отношений, вечные истины добра.

Вечность – понятие, которое также отличает Культуру от цивилизации. Цивилизации приходят и уходят, но Культура в своем развитии – понятие вечное. Н.К.Рерих утверждал: «Где зародилась Культура, там ее уже нельзя умертвить. Можно убить цивилизацию. Но Культура как истинная духовная ценность бессмертна» [6, с. 41]. Вечное, непреходящее зовется духовностью. Духом силен человек более, чем телом, – духовным более, чем материальным. Духовность приносит людям свет – просветляет сознание и просвещает.

«То, что вечно – человечно», – писал великий русский поэт Афанасий Фет в стихотворении о Красоте:

Целый мир от Красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать её начало.

 

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, – человечно.

[11, с. 345].

 

Так, поэтической формулой объединены понятия, неразрывно связанные с Культурой : Красота, Вечность и Человечность.

Гуманизм, человеколюбие, человечность – также свойство явлений, принадлежащих Культуре, культуре личности. Человечный – значит, достойный человека, гуманный, отзывчивый, добрый, сердечный. Качества человечности: дружелюбие, доброжелательство, чувство долга, ответственность, совесть, достоинство, терпение, милосердие, сострадание, великодушие, внимательность, бережливость, заботливость и т.п. качества, – все они, связанные с нравственно-волевой сферой личности, являются качествами сотрудничества. Совместный труд людей на благо общества, для его прогресса, требует этих особых человеческих качеств. Наличие и выработка их в себе означает эволюционно более высокую ступень развития человека и, соответственно, всего общества.

Труд – в Культуре – определяющее понятие. Нет ни одного явления, которое люди относят к Культуре и в которое не был бы вложен труд – сознательный, напряженный, радостный, творческий. Этот атрибут Культуры сопровождают понятия: «мастерство» и «качество труда», «высокий уровень исполнения». При наличии этих характеристик – труд и творчество на основе сердечного огня, устремления к совершенству являют собой культурную ценность.

* * *

Представленные здесь своеобразной отличительной чертой Культуры атрибуты Культуры, взаимосвязанные и взаимодополняющие, изложенные сжато, в тезисной форме, могут быть рассмотрены в образовательном процессе более подробно. И апробированные в многолетней практике в системе повышения квалификации педагогов, что было отмечено в начале доклада, эти тезисы могут оказать помощь преподавателям, педагогам, лекторам в их просветительской работе.

Данный перечень атрибутов Культуры может быть продолжен другими признаками, отличительными свойствами Культуры. Например, такие понятия, как любовь, добро, радость, имманентно присутствуют в явлениях Культуры и могут стать в ряд ее признаков. Так, творческий труд невозможен без любви, побуждающей к творчеству; созерцание Красоты всегда сопровождается радостью, а отношения человечности самым прямым образом связаны с понятием добро. Они будут присутствовать одновременно во всех перечисленных выше атрибутах Культуры – подобно тому, как в капле океана проявляются все его свойства.

Остается добавить, что мысли о Культуре, о ее прекрасных свойствах всегда сопровождаются радостным настроением.

 «События доказали, насколько необходим человечеству щит Культуры» [12, с. 317] – в этих словах Н.К.Рериха обозначено еще одна существенная черта, характеристика Культуры – ее защитное свойство.

Щит – как особый, выразительный атрибут Культуры требует отдельного осмысления. И требует понимания того, что и сам щит тоже надо охранять.

В заключение необходимо отметить следующее.

Человек, сознательно приобщившийся к Культуре, нередко из почитателя культурных ценностей, постигая их значимость, становится их деятельным защитником. Тем самым, изучая и охраняя Культуру, стремясь к преображению мира, человек преображается сам.

Так становится вполне очевидным тот факт, что Культура есть мощный двигатель и инструмент преобразования общества и всей жизни на планете, и каждому человеку необходимо уметь отличать ее от подделок, которые активно навязывает массовая культура в угоду цивилизации, отвлекая от наинужнейшего. Но никакими просчитанными техническими приемами, чем так увлечена массовая культура, не достичь высот Культуры и Вечности.

Перечисленные выше атрибуты Культуры – свет духовных начал, синтез Красоты и Знания, эволюционная сущность явлений, развивающий, творческий труд на Общее Благо, качества человечности, этика жизни – будучи осмысленными и утвержденными в каждодевности как жизненные принципы, помогут людям планеты определить путь эволюции как путь Культуры. И это будет возможно лишь на пути развития человеческого сердца – его чуткости и утонченности, дающих распознавание.

На этом пути цивилизация – при правильном к ней подходе – будет не мешать, но помогать своими передовыми техническими и технологическими достижениями продвигать и укреплять культурно-просветительские проекты, гармонизируя состояние взаимодействия её с Культурой.

И нельзя не учитывать, что с появлением высокотехнологичных средств мировой коммуникации знания о Культуре, – как всеобщем достоянии, обо всем том прекрасном, что развивает дух человека, о защитной, спасительной и всеопределяющей ее роли – могут сейчас широко продвигаться в массы, поскольку никогда еще люди планеты не имели такой возможности получать эти знания в полной мере и в планетарном масштабе.

Литература

1. Рерих Н.К. Духовные сокровища // Знамя Мира: Сб. – 2-е изд. – М.: Международный Центр Рерихов, 2005. С.175-178.

2. Рерих Н.К. Здоровье духа // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. – М.: Международный Центр Рерихов, 1994. С. 59-62.

3. Рерих Н.К. Стража Матери Мира // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. – М.: Международный Центр Рерихов, 1994. С. 70-72.

4. Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.]. Т. V (1937 г.). М.: МЦР, 2005. 384 с.

5. Братство.

6. Рерих Н.К. Культура – почитание Света // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. – М.: Международный Центр Рерихов, 1994. С.41-42.

7. Рерих Н.К. Синтез // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. – М.: Международный Центр Рерихов, 1994. С.108-111.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. 720 с. (Серия «Мастера психологии»)

9. Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.]. Т. VII (1940-1947 гг.). М.: МЦР, 2007. 472 с.

10. Рерих Н.К. Найдите прививку // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. – М.: Международный Центр Рерихов, 1994. С.143-144 .

11. Фет А.А. Стихотворения. – М.: Издательство «Э», 2017. 382 с.

12. Рерих Н.К. Друзья! // Рерих Н.К. Листы дневника. Том третий. М.: Международный Центр Рерихов, 1996. С. 316-317.

 


Видеозапись
Международной научно-общественной конференции
«Культура и цивилизация. Проблемы и пути взаимодействия»:

День 1-й – 9 октября 2021 г. https://www.youtube.com/watch?v=RhCqIdTVRnI&t=0s

День 2-й – 10 октября 2021 г. https://www.youtube.com/watch?v=yHdJ7Y5ehR8&t=17219s

 


Педагогика Культуры № 34 (2021)

Метки: Рубрика: Идеи Педагогики Культуры, Уварова Л.И.

Печать E-mail

Просмотров: 4627