Содержание журнала № 20 (2014)
Ценности Культуры
Н.К.Рерих «О КУЛЬТУРЕ И МИРЕ МОЛЕНИЕ»
Как мы видим, никаким приказом нельзя запретить злобу и ложь. Но неотложно, терпеливым напоминанием о высших сокровищах человечества можно сделать эти исчадья тьмы вообще недопустимыми, как порождения темного невежества.
Шутова Т.А. «Необходимость введения положений Пакта Рериха в современное культурно- образовательное пространство»
Пропаганда идей Пакта может стать мощным рычагом влияния на мировое сообщество в направлении принятия эффективных мер по защите культуры в экстремальных ситуациях.
Флоренский П.В. «О разработке соглашения об охране природной среды во время вооруженных конфликтов – “Пакт Вернадского”»
Доклад на Международной общественно-научной конференции «75 лет Пакту Рериха», Москва, МЦР, октябрь 2010 года.
Соломин В.П., Сухоруков В.Д. «Культурно-исторические псевдоморфозы и русская цивилизация»
...специфика русской цивилизации заключается в её положении на стыке мощной инертной толщи Востока и активного, разогретого массива Запада. Этот контакт не может не активизироваться время от времени, снабжая русское культурное пространство новыми порциями вещества и энергии.
Таким образом, с этих позиций Россию не надо никуда толкать, её не следует подгонять, тем более вздыбливать. Россия – мощнейшая, устойчивая и вполне самодостаточная цивилизация. Россия сама выберет для себя всё, что ей надо, в спокойном и мирном взаимодействии с другими цивилизациями.
Григорьев А.А. «Географические аспекты наследия ЮНЕСКО»
Географические аспекты Всемирного наследия многообразны. В целом они исследуются в рамках сравнительно нового для России направления – географии культуры. Это междисциплинарное направление в рамках географии относится к ее гуманитарной части. Однако это вполне справедливо только для ее инновационной ветви. В изучении традиционной ветви географии культуры резко возрастает роль природной основы – на ней базируются и из нее исходят все традиции.
Кривенко О.В., Кривенко Н.Н. О «помыслах высоких»
Нынешнему поколению есть на кого равняться и с кого брать пример. Ценности духовные не передаются тем же путем, что и знания. Путь их освоения лежит через переживания, эмоциональный опыт, «открывается память сердца».
Год Культуры:
«Сокровищница детской мысли. Дети пишут о Культуре»
Каждый год творится это священное действо: весной, когда в природе всё просыпается, мысли тянутся к свету – дети пишут о культуре. И высокими, лучшими побуждениями сплетается хоровод из добрых желаний.
Само по себе это явление уникальное – детские размышления о необходимости защиты культурных ценностей, поскольку и среди взрослых найдется не так много сознаний, способных мыслить о Культуре и понимать ее спасительное значение.
ДЕТИ ПРОТИВ ВОЙНЫ
«Страшное слово – война. Я думала, что оно осталось только в истории, и наша страна никогда больше не будет говорить о нём в настоящем времени. Так я думала раньше… А теперь… Война на Украине. Самая настоящая гражданская война! Каждый день гибнут люди, и среди них – дети. Ничего страшнее быть не может! Дети и война – это несовместимо!»
Выдающиеся соотечественники
700-лет со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского
Обитель Сергия. На последнем рубеже
8 сентября 1380 года и 4 ноября 1612 года. Эти даты относятся к окончанию самых тяжелых периодов русской истории, когда под угрозой было само существование Российского государства. Битва на Куликовом поле и освобождение от нашествия поляков в Смутное время. Эти победы очень тесно связаны с одним именем и одним местом – с именем преподобного Сергия Радонежского и Троице-Сергиевой лаврой.
Идеи педагогики Культуры
Шаехзянова М.А. «Философско-этические основы методологии педагогики»
Методология педагогики нуждается в своем обновлении в силу происходящих изменений в системе образования, реформируемой в рамках реформы страны, осуществляемой в условиях глобализации, меняющей суть эпохи. Понять, какие современные тенденции преследуют данные реформы и какие целостные стратегии развития новой эпохи преемственно отражены в культурном наследии, значит понять главные концептуальные жизненно-практические основы обновления педагогической методологии.
Проблемы образования: формирование духовности и культуры
«Русские всегда живут в завтра...». Беседа с академиком РАО Щетининым М.П.
Жажда вечности наполняет мир. Россия – это служение вечности. Поэтому нас не может понять мир экономических единиц, тех, кто живет сиюминутной, экономической жизнью. Мы никогда не будем стяжателями, пока мы русские. Отдавая – мы богатеем, и, только служа, мы можем жить.
Лииматайнен М.-В. Ахола-Вало: «Люди, работающие на благо маленького ребёнка, воспитатели – наиважнейшие люди в мире»
«Люди, работающие на благо маленького ребёнка, воспитатели – наиважнейшие люди в мире. Но они сами ещё не понимают свою ценность. Почему? Они ещё не знают, что тот, кто воспитывает и учит, тот и управляет государством. Так и есть в мире будущего. В современном мире все очень спешат. Спешат в бар и куда не нужно, но почему-то нет спешки, строить новую школу, в которой нуждается, и даже остро, больное человечество. Не проходит мгновения на планете, чтобы что-то не сгорело и не пострадали бы люди. Поэтому пробуждение силы духа гуманности – самая важная задача в мире».
( А.Ахола-Вало)
Семейное воспитание
Тихомирова И.И. «Материнские чтения в контексте воспитания: обучающая практика»
Кризис детского чтения как одно из проявлений общего кризиса культуры в России на Российском Литературном собрании, прошедшем в ноябре 2013 года в Москве, был признан проблемой государственной важности, приравненной к делу обеспечения национальной безопасности страны. Детское чтение и воспитание подрастающего поколения были тесно увязаны между собой. Подчеркивалось, что негативизм к чтению и демотивация детей к учебе, утрата смысла великих слов: любовь, дружба, честь, совесть и др., заполнение речевого пространства детской жизни флюидами ненависти и вражды, отчуждение детей друг от друга, – это явления одного порядка.
Этика жизни: Ребенка бить нельзя!
Физические наказания никогда не могут положительно повлиять на ребенка и прививают либо озлобленность и упрямство, либо трусость и лживость.
Форумы, конференции, встречи
«Культура и экология – основы устойчивого развития России: Приоритет Культуры в образовании и науке»
Международный форум. Екатеринбург, 14-15 апреля 2014 года.
Программа форума. Сборник материалов
«Страна Культуры» V региональный Форум детско-юношеских инициатив и творчества г.Пенза
15-16 апреля 2014 года в Пензе в рамках выставки «Пакт Рериха. История и современность» состоялся V региональный Форум детско-юношеских инициатив и творчества «Страна Культуры», который проходил в Пензенском государственном университете на историко-филологическом факультете, в Пензенской картинной галерее.
Приглашение в музей: Дом Рериха в Сортавале
Северный путь Знамени Мира.
Северный полюс - Северное Приладожье - Остров Валаам - Город Сортавала - Залив Единения - Сказочный мыс.
Рериховский Культурный центр «Валаам», г. Сортавала.
Страничка для молодых: путешественнику в страну духа
Учение Вивекананды
Личность Свами – со всем ее обаянием и силой, отвагой, духовным влиянием, веселостью и неистовством – отчетливо проявляется в его работах и в записях его выступлений.
…Иногда одного-двух слов этой великой динамичной личности достаточно, чтобы ободрить впавшего в уныние или пробудить его к новой надежде и мужеству, когда все вокруг кажется мрачным, а обстоятельства непреодолимыми.
Из введения к книге «Учение Вивекананды». – Мн.: 2006.
Антарова К. Две жизни. Радиоспектакль.
Поэзия
Поэзия космизма
Вернисаж
Поляков О.Л. «Наследие великих традиций»
Пятая ежегодная выставка живописи в Доме ученых им. М. Горького Российской Академии наук.