Содержание журнала № 19 (2013)
Культурологические основы нового космического мышления
Миргородский В.Н. «Слово о русском Космизме»
Учение о связи человечества с Космосом прослеживается во многих дошедших до нас религиях и философских системах. Во все времена были мыслители, которые указывали на неразрывную связь между земным и космическим. Однако лишь с последней четверти XIX века, преимущественно в России, появляется целый ряд философов, ученых и деятелей искусства, поставивших своей целью дать именно учение о космическом назначении человека; в философских теориях, в живописных полотнах, в музыкальных формах вскрыть взаимосвязь человека и Космоса. Это явление получило наименование «космизм».
Соколова Б.Ю. «Космизм поэзии Ф.И. Тютчева и философия Живой Этики: созвучные мотивы»
Одним из первых на космичность поэзии Тютчева обратил внимание русский философ Семен Людвигович Франк, работа которого так и называется «Космическое чувство в поэзии Тютчева». Франк отмечал, что главная черта, определяющая содержание тютчевской поэзии, состоит в том, что она носит космический характер. Может быть, поэтому в его стихотворениях мы находим много созвучий с положениями Живой Этики.
Семикина Л.А. «Космизм К.Н. Вентцеля»
Основоположник космической педагогики К.Н. Вентцель считал важной жизненной проблемой постановку вопроса о космическом воспитании и разработку путей его теоретического и практического разрешения. Объединить их вместе и в то же время дать возможность прогрессивного развития каждому человеку сможет только новая культура, которую необходимо строить на космической основе.
Проблемы образования: формирование духовности и культуры
Святохина Г. Б. «Философские аспекты развития современного образования»
В статье рассматриваются философские аспекты развития современного образования, актуальные с точки зрения формирования гармонично развитого человека и специалиста. В этом контексте осмысляются важные моменты целостного мировоззренческого подхода русской философии космического мышления в сравнении с европейской отвлеченной традицией.
Идеи Педагогики Культуры
Щетинин М.П. «Мы работаем над человеком»
Отрывок из книги «Объять необъятное: Записки педагога»
Мы часто говорим: «развитие ребенка, развитие человека». Но что значит «развивать человека»!? Это значит развивать все, что включает в себя понятие «человек».
Ашиков В.И. «Педагогика культурного синтеза. Школа Человека»
Какой должна быть школа сегодня и завтра? Какой должна быть школа всегда? У нас ответ один: школой Человека! Что может быть важнее создания Человека?! Ведь человек вершит жизнь на Земле, ему дано это право – право свободы воли! И от того, как человек мыслит, чувствует, от его мировоззрения, культуры, сознания, от того, во что он верит, каковы его высшие ценности, ориентиры и приоритеты зависит то, что и как он вершит.
Педагогические технологии
Дегтярёв Е.В. «Философско-мировоззренческие аспекты педагогической системы А. С. Макаренко»
В этом (2013) году исполняется 125 лет со дня рождения, а в следующем (2014) – 75 лет со дня смерти выдающегося отечественного педагога А.С. Макаренко. Однако, на наш взгляд, до сих пор его педагогическое и философско-мировоззренческое наследие не получило объективной, т.е. непредвзятой оценки.
Профессия - учитель
Кущёва Т.А., Топоров И.Г., Югина С.Г., «Школа без искусств – неживая школа»
А.М. Топоров почти сто лет тому назад блестяще воплотил на практике отечественную культурно-педагогическую традицию с ее приоритетом воспитания перед обучением. Его философско-педагогические воззрения при этом значительно отличались от официальной доктрины формирования личности. Тем самым, он во многом предвосхитил образ «идеальной школы», нарисованный В.А. Сухомлинским в виде «Школы радости».
Роботова А.С. «Познавательная и эстетическая ценность научно-педагогического текста»
Педагог, создающий научные произведения, должен постоянно чувствовать и свою научную ответственность, и ответственность языковую, осуществляя словесный выбор для точной и выразительной передачи научного смысла представляемого текста.
В условиях агрессивного насаждения не лучших образцов массовой культуры, стандартизирующей сознание учеников, студентов, магистрантов, важно стремиться к любой возможности усилить культурный потенциал образования. В том числе и посредством научно-педагогических и учебных текстов, с которыми работают наши ученики и на которые они ориентируются в написании собственных самостоятельных работ.
Музыкальное воспитание
Казанцева Л.П. «Образно-смысловые свойства музыкальной интонации»
Музыкальная интонация обладает множеством возможностей для обозначения отдельных штрихов музыкального образа. Ее свойства позволяют создать впечатление о Человеке, передать своеобразие Мира и вплотную приблизить к специфике Музыки как вида искусства.
Выдающиеся соотечественники
Попова Т.И. «Свет во тьме сияет» (270 лет со дня рождения Г.Р. Державина)
Державин Г.Р. был яркой личностью XVIII века и культурным героем одновременно, обладал сознанием, в котором гармонично сочетались логика мышления, сердце поэта, глубокая нравственность. Если Екатерина Великая создавала новые формы России, то Державин стремился наполнить их духовным содержанием.
Движение Культуры: Портреты современниц
«По зову сердца» (Очерк о Е.И. Ануфриевой)
Елена Ильинична Ануфриева разделяет и своими действиями поддерживает идею о том, что нет ничего важнее сейчас , чем осознание и понимание Культуры в ее эволюционном, космическом значении.
Форумы, конференции, встречи
Конференция «Проблемы русского космизма»
«Осознание взаимосвязи природного и культурного наследия – ключ к развитию России»
II-я Международная научно-практическая конференция «Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие»
Анонс научно-практической конференции «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
Поэзия
«Вновь льется в мир любовь поэта». Творчество Елены Романенко