Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

О «помыслах высоких»

Доклад на второй международной научно-практической конференции
«Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие», РГПУ им. А.И.Герцена, 23-25 октября 2013 года, Санкт-Петербург

 

Кривенко О.В., преподаватель в Jadecollegeг. Девентер, Нидерланды,

Кривенко Н.Н., преподаватель государственного бюджетного образовательного учреждения гимназии № 168, г. Санкт-Петербург.

 

Понятие менталитета как реальное явление отражает в своем содержании определенную систему ценностных ориентаций. «Ментальность, менталитет (от лат. mens – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) – глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное. Ментальность – совокупность готовностей, установок и предрасположений индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом» [17].

Ментальность определенная как внутренняя, духовная сумма готовностей, установок и предрасположенностей социального объекта действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Образцы поведения, ценностные ориентиры обычно задаются в рамках ментальности образованной части общества, а затем, отчасти упрощаясь, постепенно проникают в ментальность народа, закрепляясь в ней на долгие годы, десятилетия и даже века [11].

Неотделимо от понятия ментальности понятие культурной ценности. Всё то, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности, принято называть ценностями. Они формировались вместе с развитием человечества, его культуры. И материальные, и духовные ценности – результат человеческой деятельности. Духовные ценности особые. Наука, искусство, общечеловеческие нравственные и моральные нормы – без овладения ими не может быть человека духовного. А отсюда, без этого не может быть материального, технического, интеллектуального прорыва в будущее, не может быть должного человеческого общения в высоком смысле этого слова [8].

К разряду духовных нематериальных ценностей можно отнести ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения [8, 15, 18]. Передача традиционных нематериальных ценностей осуществляется от поколения к поколению, от человека к человеку, минуя институционально-организованные формы, они должны постоянно воссоздаваться человеческим сообществом; такой способ наследования делает их особенно хрупкими и уязвимыми [8, 18]. Угроза полного исчезновения многих важных для самоидентификации человека форм культуры потребовала обсуждения этой проблемы на крупных международных форумах и выработки ряда международных документов [14, 15].

В разработанной ЮНЕСКО «Декларации шедевров устного и неосязаемого наследия человечества» предложено следующее определение нематериального наследия: «Совокупность основанных на традиции творений культурного сообщества, признанных отражающими ожидания сообщества постольку, поскольку они отражают его культурную и социальную тождественность; его стандарты и ценности передаются устно, посредством подражания или иными средствами». В 2003 г. на 32-й Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята «Конвенция по вопросам охраны нематериального культурного наследия», являющаяся дополнением к принятой в 1972 «Конвенции ЮНЕСКО по вопросам охраны мирового культурного и природного наследия» [14, 18].

Россия, являясь частью мировой цивилизации, оказалась также подвержена разрушительному действию переживаемого глобального кризиса. В современной России происходит колоссальная массовая ломка старых ценностей, стереотипов мышления и поведения. В данных условиях радикального изменения нашего общества ощущается крайняя необходимость исследования духовных основ и проявлений его ментальности, внутренних ценностных ориентаций [1].

Важный фактор, влияющий на культуру той или иной страны – это сформировавшийся на протяжении веков менталитет носителей этой культуры [3]. Ещё В.О. Ключевский выявил связь природных и климатических условий с чертами национального характера того или иного народа. Русская мысль изначально связана со стремлением понять природу. Становление Руси началось на территории, покрытой лесами и степями. Лес служил надежным убежищем от врагов, но был опасен для людей, степь – сформировала мотив простора, но несла и угрозу войн, набегов. Отсюда – «неукорененность» русского человека. Культура России формировалась под влиянием как Запада (принятие христианства), так и Востока (в XIII-XV вв. – татаро-монгольское иго, затем – захват и освоение восточных территорий)[9]. Пограничность положения России, необходимость обороняться как с запада, так и с востока, тормозило развитие рыночных отношений, но развило в сознании русского народа религиозность и аскетизм. Здесь и произошло размежевание с рационалистическим, эгоцентрическим мировоззрением Запада [7].

Таким образом, в русском менталитете сочетаются разнообразные и даже противоположные друг другу свойства и способы поведения. Н. Бердяев выразительно подчеркнул эту особенность русского народа: «Два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически монашеское православие [2]. О «таинственной» и «загадочной» русской душе написано немало. Вся «тайна» русской души в том, что она просто русская, не западная и не восточная. [10] Душевность (и духовность) русских (усиленная православием) – приоритет духовно-нравственных мотивов жизненного поведения и труда по сравнению с материальными, экономическими, политическими и т.п. [16] Если «душа всего дороже», то не тело (материальное) главным образом страдает от зла на земле, желает лучшей жизни, а совестливое сердце (душа и дух). Отсюда почти «божественная крепость» русского человека, простота и достоинство, «удивительно спокойное отношение к смерти» как предельной форме зла [10].

Каждому человеку необходимо испытывать чувство национальной гордости за свою Родину. Примером мужества и героизма стали подвиги русских солдат и офицеров во времена Афганской войны. Мужество, благородство, стремление до конца выполнить свой долг – вот главные качества русского солдата. Парни, служившие в Афгане, привлекают своей нравственной красотой, душевностью, самоотверженностью[12].

Ушла в историю Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в два раза длиннее, чем Великая Отечественная война [5].

Это было 32 года назад… Впервые вопрос о вводе наших войск был поставлен на повестку дня 15 марта 1979 года, когда вспыхнул антиправительственный мятеж населения в Герате. Афганские руководители обратились с просьбой оказать военную помощь в подавлении этого мятежа путем ввода советских войск на территорию Демократической Республики Афганистан (ДРА). Им предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер [4]. 25 декабря 1979 года в 15.00 начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана. Так началась десятилетняя Афганская война… Первые погибшие появились уже через 2 часа. БМП не удержалась на дороге, и перевернулась (погибло 8 человек). В окрестностях Кабула разбился самолет (погибло 44 десантника). Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить! Помнить, чтобы не повторить [5] !

Шли годы, но боевые действия не прекращались. Война в Афганистане продолжалась с 1979 по 1989 годы. Она длилась 9 лет, 1 месяц и 19 дней. Потери советских войск все росли и росли, а стабильность так и не наступала. Дальнейшее пребывание войск на чужой земле приносило только новые жертвы и новые бесконечные трудности. Практика по оказанию помощи зашла в тупик. 14 апреля 1988 года состоялся торжественный акт подписания Женевских соглашений по Афганистану. 15 мая 1988 года первые колонны советских войск начали марш к государственной границе СССР. 15 февраля 1989 года завершился вывод советских войск из Афганистана. То, что выпало на долю советских солдат в Афганистане, никогда не покинет их сердца, опаленные суровыми испытаниями войны. У афганской войны нет дня победы. Есть только даты ввода-вывода войск [4].

Для многих россиян Афганистан ассоциируется с кровопролитной войной, которую вел в этой стране СССР в 70-80 годы прошлого столетия. Она оставила очень болезненный след в народной памяти, поэтому целое десятилетие после вывода войск из Афганистана наша политика вольно или невольно дистанцировалась от этой страны. Но сегодня этот регион является одним из центров скрещения векторов мировой политики. И Россия вновь поворачивается лицом к проблемам Афганистана, но уже в ином качестве. Сегодня в Россию приезжают делегации лидеров афганских территорий. И это теперь начинает определять перспективу российско-афганских отношений. Они не забыли, каким было пребывание СССР в их стране, сравнивают его с американской оккупацией. Несмотря на военные действия, СССР вкладывал в развитие Афганистана гигантские средства. Десятки тысяч афганцев получили бесплатное образование в нашей стране. В Афганистане до сих пор работают предприятия, электростанции, школы, построенные нашими специалистами [4, 12]. Поэтому Россия для многих афганцев является гораздо более близкой страной, чем государства коалиции, которая под видом демократизации несет сюда смерть и разрушения [13]. Среди героев-«афганцев» есть авиаторы и танкисты, мотострелки и десантники, саперы и связисты, представители других родов войск. Рядовые, сержанты, прапорщики и офицеры вели себя в экстремальных условиях бесстрашно и решительно, действовали как настоящие профессионалы-патриоты. Никого не оставят равнодушными подвиги тех, кто способен грудью заслонить командира в бою, вызвать огонь на себя, спасая товарищей, взорвать врагов последней гранатой. Ниже представляем эпизоды, которые с точки зрения нравственной ментальности характеризует советского солдата [12].

«Командующим 40-й армии была поставлена задача нашей дивизии выдвинуться в город Файзабад на удаление в 70-80 км на северо-восток от места дислокации дивизии, прорваться в окруженный душманами 180-й мотострелковый полк и доставить им продовольствие и боеприпасы. Задача была спланирована с учетом местности и обстановки на двое суток. Но, как говориться, было ровно на бумаге, да забыли про овраги. Мы прорывались в Файзабад почти две недели. Это был очень тяжелый переход под постоянным обстрелом душманов по горному перевалу, где ширина дороги не позволяла разъехаться двум машинам. Справа горы, слева пропасть, на дне которой наша техника, подорванная на минах душманов. Я (подполковник Попель Н.И.) ехал на бронетранспортёре «Чайка». Эта машина специально была оборудована аппаратурой связи для управления огнем артиллерии. В руках у меня, кроме автомата, была ещё и буханка хлеба. О пище в этой обстановке было думать некогда. Двигались мы со скоростью примерно 5-7 км/час, учитывая горные условия. И вот доехали до одного из горных поворотов. Слева пропасть, справа – впритирку скалистая гора. Надо было повернуть градусов на 70 за скалу. Я высунулся из люка и стал давать команды механику водителю – солдату-первогодке. По моей штурманской наводке буквально вслепую, рывками в 10–15 сантиметров водитель дёргал рычаги, прорываясь вперёд тяжёлой машиной по скалистой козьей тропе, не видя, что твориться за бортами. Только интуитивно чувствуя – какая опасность затаилась в нескольких сантиметрах под колесом бронетранспортёра – сделай он неверный рывок. Надо отдать должное мужеству и хладнокровию этому юноше, не так давно призванному со школьной скамьи в вооруженные силы, он, не моргнув глазом, с каким-то юношеским бесстрашием, свойственным только бесшабашной молодости, преодолел жуткий поворот и выполнил поставленную задачу. Этот простой парень – настоящий русский солдат, который – был, есть и, надеюсь, что будет. Что касается меня, то за время этого опасного маневрирования в течение 20-30 минут, я не заметил как от напряжения – расправился с целой буханкой хлеба» [13].

Krivenko

Рис. 1. Воины–интернационалисты через переводчика разъясняют старейшинам политику СССР в Афганистане, (фото из архива подполковника Попеля Н.И.)

 

«Рядовой Комков Г.И. в бою огнем из своего пулемета уничтожил 5 душманов. А когда увидел, что командиру взвода лейтенанту Галевскому А.В. угрожает опасность, прикрыл его своим телом. Солдат был ранен, но спас командира, который довел до конца выполнение боевой задачи. Имеется немало примеров и другого порядка, когда офицеры, рискуя жизнью, спасали подчиненных или сослуживцев» [6].

Этой работой нами был показан подход к международной проблеме – проблеме Афганистана через призму нематериальных ценностей – через ментальность советского солдата (с одним из них нам посчастливилось встретиться и даже взять у него интервью). Боевой опыт Афганистана доказал, что в основе всех мужественных поступков воинов – стремление любой ценой выполнить приказ, обеспечить безопасность товарищей, сохранить воинскую честь. Это еще раз говорит о том, насколько высоко развито у наших воинов нравственное чувство товарищества и боевого братства. Нынешнему поколению есть на кого равняться и с кого брать пример. Ценности духовные не передаются тем же путем, что и знания. Путь их освоения лежит через переживания, эмоциональный опыт, «открывается память сердца» [12].

 

Литература

[1] Башкирова Е.И. Трансформация ценностей демократического государства // Мир России. – 1999. – №4

[2] Бердяев Н.А. Русская идея / Н. Бердяев. – М.: Мидгард, 2005. – 834 с.

[3] Бороноев А.О.Россия и русские. Характер народа и судьбы страны/ – СПб, 2001. – 252 с.

[4] Гареев М.А. Почему и как мы вошли в Афганистан. //Ориентир. – 1994. – № 6.

[5] Громов Б.В. Ограниченный контингент. – М., 1994.

[6] Дынин И.М. Мужество: на земле Афганистана. – Саратов, 1987.

[7] Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа// В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. – М., 1997

[8] Каулен М.Е. Музеефикация объектов наследия: от предмета до традиции // Культура российской провинции: век веку : матер. Всерос. науч.-практ. конф. – Калуга, 2000.

[9] Ключевский В.О. Собрание сочинений в 3-х тт. – М., 1995.

[10] Лихачев Д.С. Заметки о русском. – М., 1984.

[11] Лосский Н. О. характер русского народа. Условия абсолютного добра.– М.: Политиздат, 1991.–368 с.

[12] Пономарев И.А.В горах Афганистана: О мужестве советских воинов / – Л., 1990.

[13] Попель Н.И. Личный архив.

[14] Конвенция об охране нематериального культурного наследия от 17 октября 2003 г. // Сайт правозащитного центра Всемирного русского народного собора [Электронный ресурс]. – URL: http://pravovrns.ru.

[15] Сайт центра «Наследие» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rusfolknasledie.ru/

[16] Уткин А.И. Аргументы российского оптимизма / Крепость «Россия». Под ред. М.Леонтьева, А.Невзорова – М.: Яуза,Эксмо, 2008. – 320 с.

[17] Щученко В.А. Что такое менталитет //Отечественная история. 1995, № 3

[18] Юнзо К.Н. Инициативы по защите нематериальных объектов культурного наследия // Всемирный доклад по культуре 2000+. – М., 2000.

 

S u m m a r y

In presented article, «About High Thoughts», the authors Krivenko O. V. and Krivenko N. N. analyze the importance of non-material cultural values and their influence on the origins of moral behavior in extreme conditions. The article summarizes and illustrates the personal experience of transfer to young generation the elements of a cultural heritage.

 


Педагогика Культуры № 20 (2014)

Метки: Рубрика: Ценности Культуры. Пакт Рериха, Кривенко О.В., Кривенко Н.Н.

Печать E-mail

Просмотров: 1561