Поэтические зарисовки
о народных музыкальных инструментах
БАРАБАН *
Ты помнишь... помнишь эти муки:
Из глубины земной коры,
Пульсируя, всплывали звуки –
И плавились среди жары.
И вновь всплывали мерно, веско,
Равновеликой чередой,
И мир являлся, будто фреска,
Над остывающей водой...
Закрой глаза – ты помнишь это:
Прилив – отлив, прилив – отлив...
Да... так вибрирует планета...
И звук, и ритм распределив,
Ты, барабанщик, ты, водитель,
С Творцом вселенной – сотворец!
Вложил в тебя наш прародитель
Биенье тысячи сердец!..
Шумеровского барабана
Все ритмы собраны в ладонь,
Под ней колеблется мембрана,
Дрожит невидимый огонь...
Да!.. так рождались в мире звуки –
Соединяясь и дробясь.
Ты помнишь!.. помнишь эти муки,
Ты чувствуешь прямую связь...
* Барабаны впервые появились еще в 6000 гг. до н.э. Месопотамские раскопки обнаруживали маленькие цилиндрические барабаны, датированные 3000 гг. до н.э. Несмотря на то, что можно подумать, будто звук издает тело барабана, на самом деле звук – это заслуга мембраны и её вибрации.
ГУСЛИ *
От псалтири Давидовой гусельный путь начинался.
Пел Давид, а над ним Божий Ангел смущённо склонялся.
И лились от псалтири гармоний молитвенных звуки,
И скользили по струнам Давидовы царские руки.
Пел Давид, а над стенами города солнце вставало,
И кипящая лава в безумных сердцах остывала,
И Господь простирал над народом страны его руку,
Чтобы тот от корней постигал псалмопенья науку...
Не псалтирь, не кинор и не лира тот путь продолжали:
На коленях сказителей струнные гусли лежали –
Крыловидные и шлемовидные гусли из ели,
И из явора-клёна яворчатые, – звонко пели!
Пели гусли, гудели, щипку и бряцанью послушны, –
Самогудами верно назвал их народ простодушный.
Гусляры же былиные сказы и песни слагали, –
Потому себе гусли и дивную славу снискали...
От Добрыни Никитича гусли князей величали,
А напевы Садка слух морского царя услаждали,
А Бояновы – Игорю-князю и верной дружине
Свою летопись славную подвигов ратных сложили...
Потекла от истока вода аж до нижнего русла!..
Времена стародавние помнят название гусла, –
Так издревле стрельцы тетеву называли у лука.
А теперь стала гусла струной самобытного звука...
* Считается, что гусли – прямой потомок псалтири, струнного щипкового инструмента, с помощью которого прославляли Господа. Это изобретение царя Давида Псалмопевца
имеет и другие названия: арфа, лира, цитра, лютня и др. Старинные гусли представляли собой деревянный плоский ящик с несколькими жильными струнами. Техника игры
на этом инструменте требует определённого умения.
СВИРЕЛЬ *
Иволга поёт, темнеют росы,
Вечер опускается на луг...
Расплела берёза свои косы
По примеру девственных подруг...
Из лозы берёзовой, из ветки
Кто придумал звуки извлекать?
Кто придумал для отверстий метки
И к лозе губами приникать?..
Листьев шелест, веток колыханье,
Шёпоты и вздохи без конца, –
Всё одним сплетается дыханьем,
Пальцами послушными свирца!..
Зашумит береза, спросит: – Чей ты?
Он ответит: – Сын я Лады – Лель.
Дудочку, рождённую от флейты,
Мать дала мне – нежную свирель...
Смех девичий возле переправы, –
Где-то рядом плещется река...
Час пройдёт – засеребрятся травы
И сверчки проснутся... А пока
Лель, в берёзу белую влюблённый,
Звуками волшебными маня,
У ствола её стоит, склонённый,
В красках вечереющего дня.
* Свирель – от свьръ «свист», той же основы, что сверчок – инструмент типа продольной флейты, изготовленный из дерева с мягкой сердцевиной. В древней Руси исполнителя на свирели – или дудке – называли «свирцом». По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель: весной он делал свирель из прутиков березы и услаждал слух девушек мелодичными наигрышами.
ВАРГАН*
Звуки, зыки, зовы... полу-вздохи...
Полу-стоны, то ли полу-охи...
Полу-пенье, полу-воркованье,
Клики, монотонное жужжанье...
То ли дальний клёкот птичий... то ли
Дует-веет ветер дикий в поле
И на все лады свистит, варганит –
В поле за собою душу тянет...
То ли то камыш речной стрекочет,
Друг о друга свои стебли точит,
То ли выпь надрывно где-то плачет,
Будто в горле редкий камень прячет...
Варга... варги... Льются, жгутся звуки,
Будто сотворённые из муки,
Из тоски любовного дыханья,
Из огня шаманского камланья, –
Льются, как живой природы токи,
Словно недр души текут потоки,
Горловые полу-обертоны...
Полу-тоны, то ли полу-стоны...
Дышит самозвучная основа,
Языком железным будит слово, –
Будит, пробуждает, распаляет,
В звуках, зыках, зовах проявляет...
* Варган (от старослав. варга – губа, варги – уста, рот, зев) – самозвучный щипковый инструмент в виде подковы или пластинки с прикреплённым к ней стальным язычком. Ход язычка создает вибрации инструмента, которые проходят через тело человека, а звучание возникает за счет создания во рту резонанса.
ГУДОК *
Как на яворе-яворе
Плачет филин всем на горе!
Ухнул филин первый раз –
Месяц на небе погас.
А как он второй раз ухнул –
Солнце бледное потухло.
А как ухнул в третий раз –
Слёзы хлынули из глаз...
Полно, филин, не горюй, –
Слёз не лей потоком струй!
Дам тебе гудок тесовый –
Раззудись струной басовой:
Видишь – ярмарка идёт!
Пусть потешится народ.
Загудит гудок-гудило –
Вот и горе приостыло.
Знать, дела не так уж плохи,
Если пляшут скоморохи...
После долгого поста –
Собирайся, беднота,
Под басовое гуденье,
Под смычковое пряденье, –
Пой, звончатая струна,
Переладцевая!..
* Гудок – древнерусский смычковый инструмент, наиболее распространённый в XVII – XIX веках, как правило овальной или грушевидной формы. «Диавольским сосудом» заклеймили гудок церковники, «звончатым переладцем» нарекли его песельники-скоморохи, – они исполняли на нём плясовые наигрыши, потешая народ.
БАЛАЛАЙКА *
Бала-бала-бала-байка,
Скоморошее дитя...
Подзадорь-ка... подыграй-ка
Песне, ласково шутя!..
Защебечет птичья стайка –
Вот и дан тебе урок,
Балагурка, балалайка,
Треугольный кузовок.
Сядет парень на крылечко,
В руки он тебя возьмёт –
Зазвенит твоё сердечко,
Переливом запоёт!..
Там – мосточек через реку,
Здесь, над лужицей, другой, –
Не поётся человеку,
Если выгнут он дугой...
Век пройдёт, родится школа,
Над тобой зажгут венец,
Назовут тебя «пикколо»
Или «примой», наконец,
Зазвучат вокруг оркестры!..
Жизнь не стала веселей.
Даже в образе невесты –
Пой о родине моей...
* Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В XVIII и XIX веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. «Балабайка» – народное название, вероятно, данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканью» струн во время игры.
ГАРМОШКА *
Какую ты мелодию сыграешь,
Когда к губам гармошку поднесёшь?..
Вот тихий звук ты нежно выдуваешь,
А вот двухрядной россыпью идёшь...
Мелодии простые у гармошки –
Всё ж не рояль, и не аккордеон, –
Нет клавиш... Она словно босоножка,
Но выдохнуть не сможет она стон,
Подобный скрипке... страстные восторги,
Триумфы не знакомы ей трубы.
Она не будет биться, как на торге,
За первенство и роль своей судьбы.
Она всегда с тобой, в твоём кармане.
Вот ты её с улыбкой достаёшь...
Ты звук её не уличишь в обмане –
Всегда он тот, которого ты ждёшь.
Всего два ряда дырочек-отверстий,
И каждое – точнейший камертон.
И вот ты с ней – одно дыханье вместе:
Твой каждый вдох и выдох с нею в тон.
Пусть плачут скрипки, пусть взывают трубы, –
Ты мог бы с ними плакать, и взывать,
Но ты свои прикладываешь губы
К гармошке – к её ауре – опять...
* Гармонику в современном виде изобрёл Христиан Фридрих Людвиг Бушман в 1821 году, – и задумал её как камертон, а не как музыкальный инструмент. Первоначально она называлась «аура» и представляла собой металлическую пластину с 15-ю прорезями, которые закрывались соответствующими стальными язычками. Ноты в ней были расположены в хроматическом порядке и извлекались только при помощи выдоха.
ГАРМОНЬ *
Свищет ветер в поле чистом,
Надвигается гроза...
Полюбила гармониста
Не за карие глаза,
А за руки, что без скуки,
Молодецкий их огонь, –
А за то, как льются звуки,
Как поёт его гармонь!..
Полюбила, полюбила, –
Не свожу влюблённых глаз.
Дом родимый позабыла,
Как не принято у нас...
А в зубах его ромашка
И фуражка набекрень,
А рубашка нараспашку –
И играет целый день!..
– Гармониста полюбила... –
Все судачат. Ну так что ж, –
Сарафан себе пошила
Ярко-красный, солнцеклёш,
И жемчужное намисто
Нацепила, – в самый раз!
Как увижу гармониста –
Ноги сами рвутся в пляс!..
* Первую ручную гармонь изобрёл немецкий мастер К.Ф.Бушман в 1822. В России производство возникло в 30-40-х гг. 19 века. На гармони исполняли народные мелодии, аккомпанировали песне и пляске. Без гармониста – музыканта, играющего на гармони – не проходило ни одно народное гулянье, ни один праздник.