Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

«Созерцая прекрасное, мы возвышаем себя» – говорил Платон; эта истина веками провозглашалась всеми великими мыслителями.

Мы должны всегда идти вперед, мы не можем оставаться без движения, чтобы не деградировать. Ставя перед собой высшие идеалы, мы стремимся к ним, и наше сознание выходит за пределы повседневности, безобразия невежества и несовершенства. Истинные ценности жизни становятся все более очевидными.

Чувствовали вы когда-нибудь трепет, вызванный чудесным ландшафтом, красивым закатом или словами вдохновенного поэта? Испытывали ли волнение и душевный подъем, созерцая прекрасную статую или картину?

Творения искусства – это кристаллизация мыслей и эмоций художника, его стремлений и переживаний. Творения искусства обладают покоряющей силой, скрытой в их внешнем аспекте, и, настраиваясь на их восприятие, мы отвечаем вибрациям, которые изначально вызвали этот самый образ.

Мы должны сознательно стараться возвышать свой ум до уровня художественного восприятия, иначе говоря, проникать вглубь, и тогда сможем поддаться влиянию произведения искусства.

Святослав Рерих «Творческая мысль»

 

Творчество скульптора Л.П. Калугиной

Блэк В.Б.

доктор искусствоведения,

Санкт-Петербургский  государственный Академический

институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина

 

Пожалуй, точнее всего понятие красоты определить через человеческую личность, особенно, личность творчески одаренную. Такой является, в ряду других художников, скульптор Людмила Павловна Калугина. Тихий, скромный человек, она живет глубокой внутренней духовной жизнью. Ни напряженная работа педагога – профессора на кафедре скульптуры в Художественно-промышленной Академии – ни бытовые дела, ни перепады жизненных обстоятельств не прерывают невидимое течение этой внутренней жизни. Пожалуй, педагогическая деятельность даже способствует формированию творческих начал, образности ее произведений. Эта деятельность определила, выявила одну из наиболее характерных черт ее личности – доброту восприятия явлений мира и доброту передачи, воспроизведения их в творчестве.

Почти полувековой творческий путь Л.П. Калугиной позволяет сейчас в полной мере представить и  оценить характер, направленность, а главное – пластический язык созданных ею многочисленных произведений.

Многогранно назначение работ художника: мемориальные рельефы, монументальные декоративные трехмерные фигуры, портреты, памятные медали. Однако, независимо от предназначенности, образность каждого из них выражена очень определенно, благодаря продуманной и прочувствованной структурной пластической построенности. Это высокое профессиональное качество представляет Калугину как одного из лучших скульпторов ленинградской-петербургской школы.

Людмила Павловна – человек очень сдержанный в проявлении своих чувств в обычном бытовом понимании. Тем более поражает их многообразие, переданное языком конструкции, сочетания объемов, светотеневой моделировки в скульптурных произведениях мастера. Происходит это потому, что в подсознании у художника идет непрерывный творческий процесс, который активируется во время непосредственной работы над произведением.

Ценнейшим качеством работ Калугиной является внимание к равной проработке всех участков-частей поверхности каждой скульптуры, что сообщает произведениям жизненную теплоту, подвижность.

В границах, нормах отмеченной манеры выполнен, например, барельефный бронзовый портрет декабриста И.И. Пущина на мемориальной доске на стене дома, в котором он жил в 1823-1825 годах на набережной р. Мойки, 14 в Санкт-Петербурге (1989 г.)

Полноценна в образно-художественном плане созданная Калугиной медаль с портретом академика А.Н. Крылова – награда лауреатам премии Правительства Санкт-Петербурга (2003 г., диаметр 10 см).   

Уверенная соотнесенность скульптурных форм, ясная продуманная соподчиненность объемов выступает в портрете кардинала Танзании Пенго на бронзовой памятной медали, выполненной по заказу Ватикана (2004 г., диаметр 13 см).

Еще один важнейший штрих в манере, системе лепки Калугиной – крупномасштабность и поэтому сомасштабность всех частей изображений. Это отлично демонстрируют скульптурные портреты К.Э. Циолковского, С.П. Королева (Музей ракетной техники и космонавтики в Санкт-Петербурге).


Завершенность и глубокую символичность такого исполнения особенно отчетливо демонстрируют крупные (более 2 м) фигуры – олицетворение «Природа» и «Наука», (гипс, 1990 г.), выполненные для Университета в Днепропетровске. Статика поз, спокойствие движений, утверждающих образное начало каждой из них; собирательные типизированные, хотя и разные черты лиц; лаконичная определенность немногих характерных, хорошо читаемых, атрибутов, спокойный ритм мягко ниспадающих складок одежды – все рождает естественное сопоставление с монументальной скульптурой Греции V века до н.э.

Аналогичен этим аллегорическим фигурам памятник погибшим «Скорбящая Мать Родина», установленный в городе Торопце (1985 г., гранит, высота 2,5 м).

Монументальность форм и лаконизм передачи деталей, внутренняя динамика и сдержанность движений передают глубокую скорбь и в то же время величие этой фигуры.

В двух бронзовых рельефах  «Георгий Победоносец» и «Блудный сын», выполненных в виде медальонов также по заказу Ватикана (2002 г., диаметр 15 см), мы видим тончайшую многоплановую разработку. Бурным движением Святого, скачущего на коне, активностью его удара в пасть дракона выражен образ торжества добра над злом и мраком. Во втором рельефе мы видим фигуру другого воина, вернувшегося домой с полей сражения; за его спиной – развалины города как символ разрушенной цивилизации. Перед ним дверь дома (дверь надежды) – откроется ли она? И лишь как слабый намек на положительное решение (прощение и милосердие) мы видим вверху, в окне дома, знак креста.


Основополагающий ритм добрых начал мироздания «сформулирован» Калугиной в монументальной фигуре Н.К. Рериха – скульптурной работе, выполненной для Международного Центра Рерихов в Москве (2003 г., гипс, высота 2,5 м).

Художник передан стоящим перед мольбертом с палитрой в руке, то есть в процессе создания, рождения им гармонии цветовых и линеарных сочетаний пространственно-объемных форм пейзажей Тибета, Индии, России, которые живут на его полотнах. Глубинные творческие импульсы скульптора Калугиной обрели здесь выражение в тончайших нюансах лепки всех частей фигуры, сообщив ей необычайно привлекательную красоту обобщенно-жизненного образа. Способствует такому результату и поза Рериха: почти неуловимое мгновенное состояние перехода от одного движения к другому.

Утонченность чувствований, проникновение в образную суть каждого мотива позволяют оценить творчество Калугиной как мастерство, сопряженное с высокими точками в панораме истории искусств разных времен и народов.

Созданная художником Л.П. Калугиной серия бронзовых медальонов «Летний сад» (см. цветную вклейку) насыщена истинно петербургским духом: господствует сдержанный ритм горизонталей и вертикалей ордерной системы классицизма. В очень характерных примерах – рельефах «Ваза Летнего сада» и «Ворота в решетке Летнего сада» – ясно виден почерк мастера. Так, все силуэты и очерки деталей и украшений прорисованы мягкими, слегка оплывшими линиями, что создает атмосферу легкой интимности и человеческой теплоты, окутывающей и стройную каменную вазу, стоящую над прудом, и двуручные вазы на колоннах ворот в парадной решетке над Невой. В этом в полной мере сказывается редчайшее видение мотива и его творческого воспроизведения.

Пять медальонов этой серии хранятся в Выставочном Фонде Союза художников России.

Очень значимы в творчестве скульптора Калугиной композиции из шамота (керамика). Прием конструктивного построения компоновки выверенно соподчиненных частей чрезвычайно характерен для пластической системы ленинградской-петербургской школы – это органично, как истинный пластик, наследовала Калугина.

Прекрасен видимой свободой, непринужденностью исполнения полый девичий торс из шамота (1979 г., высота 70 см). Выступы шамотного пласта, похожие по конфигурации на маленькие сильные крылья, взмахами своими словно вот-вот поднимут этот легкий и подвижный торс в голубизну неба.

В этом же вольном творческом процессе создана  фигура «Мелодия» (1979 г., высота 60 см).

Следует заметить, что Людмила Павловна много ездит по миру, осматривая собрания музеев и архитектуры – скульптурные комплексы, особенно органично воспринимая и преобразуя в своем творчестве близкие ей по духу изобразительные приемы. Эти поездки запечатлены в фотографиях (см. цветную вклейку), и эта сфера ее творчества заслуживает отдельной статьи. Особенное видение многочисленных произведений Апеннинского полуострова многовековой культуры, их философское осмысление и метафоричность передачи, неожиданная композиция кадра – благодаря этому фотоработы вызывают большой интерес на выставках в России, Италии, Германии, воспроизводятся в журналах по искусству.

Это сегодняшний день. Однако огромный творческий потенциал Людмилы Павловны Калугиной позволяет ждать от нее еще много новых произведений очень высокого художественного уровня.

 


Педагогика Культуры № 2 (2005)

Метки: Рубрика: Наш вернисаж, Блэк В.Б.

Печать E-mail

Просмотров: 3156