Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

 Валентина Максимова. «На меня взглянуло лето». Текстильный коллаж

Максимова Валентина Николаевна – художник декоративно-прикладного искусства (текстильный коллаж), живописец (акрил, темпера, масло).
          Член Союза художников России с 1997 г.,
          народный мастер Ярославской области с 2009 г.

Родилась в д. Костянка Архангельской области в 1953 г. Окончила Ярославское художественное училище в 1975 г. Проживает в г.Углич Ярославской области. В 1975-1991 гг. работала на Часовом заводе «Чайка» в бюро дизайна, занималась рекламными разработками, оформлением интерьеров, наглядной агитацией, настенной росписью в рекреациях, относящихся к градообразующему предприятию УЧЗ «Чайка».

В 1991-2002 гг. работала в УХПМ (Угличские художественно-производственные мастерские). Разрабатывала модели флористики, кукол в национальных костюмах, дизайн лоскутных покрывал, что пользовалось неизменным спросом долгие годы и способствовало развитию народных промыслов в Ярославской области. С 1980 г. активно участвовала в выставках – городских, областных, региональных, всероссийских и международных.

За все эти годы участвовала в выставках в разных городах России и за рубежом (Германия, Италия, Франция, Австралия, США). Персональных выставок более 20 в городах – Москва, Ярославль, Рыбинск, Переславль-Залесский, Данилов, Кашин, Углич, Зарайск, Луховицы, Коломна, Идштайн (Германия), Париж (Франция), Бер-лез-Альп (Франция).

Произведения находятся в Угличском историко-художественном музее, Тверском художественном музее, в частных российских и зарубежных коллекциях.

 

Работы с новой выставки «На меня взглянуло лето».

Текстильный коллаж

 

  • Дорога через Тотьму
  • Золотая речка
  • Иван-чай. Триптих (1)
  • Иван-чай. Триптих (2)
  • Дорога через Тотьму
  • Золотая речка
  • Иван-чай. Триптих (1)
  • Иван-чай. Триптих (2)
  • Иван-чай. Триптих (3)
  • Калина на окне
  • Красный листок
  • Натюрморт с отражением
  • Ночь накануне Ивана Купала
  • Один день в Угловке
  • Отражение спелого лета
  • Портреты актера, архитектора, журналиста
  • Постоянство изменчивости
  • Суздальские ворота
  • Дерево

 

Мини-эссе о художнике Валентине Максимовой

Собственно, персональная выставка Валентины Максимовой «На меня взглянуло лето», которая проходила в Угличском Доме художника на набережной Волги в 2022 году, в середине июля уже закончилась. Но в этой арт-резиденции местных живописцев с весьма драматичной историей ее создания у Максимовой есть мастерская. Так что внутрь нас пустили, удалось всё посмотреть и пообщаться с автором.

Для нас метаморфозы начались еще на подходе: пропустив мимо ушей слова «текстильный коллаж», мы поначалу подумали, что это традиционные картины «холст/масло».

Оказалось, текстильная техника или «пэчворк», о котором многие имеют очень поверхностное представление. Вроде как одеяло или покрывало из лоскуточков. А ведь еще художники-авангардисты в начале XX века очень даже интересовались коллажами из лоскутов, но после революции этот вид творчества как-то сошел на нет... К счастью, в начале 1990-х лоскутная техника как жанр декоративно-прикладного искусства стала возрождаться. Вдруг выяснилось, что то, что делается руками, так называемое handmade, ценится везде, во всем мире.

Валентина Максимова хотя и не родилась в Угличе (она уроженка Архангельской области), но училась в Ярославском художественном училище – одном из старейших в России. У истоков его создания стоял выпускник Строгановки Петр Романовский, организовавший в Ярославле рисовальные классы. Именно здесь Валентина получила то, что называется «школой» и чего подчас не хватает современным художникам.

Она попала в древний город Углич по распределению и 16 лет добросовестно трудилась в бюро дизайна на часовом заводе «Чайка», который угличане любовно называли «Часики». А потом градообразующие «Часики», не встроившись в новый мир конкуренции и маркетинговых стратегий, стали затухать. И Валентина перешла работать в Угличские художественно-производственные мастерские, с которых и началось ее «лоскутное восхождение».

В выставках самого разного уровня и масштаба Валентина Максимова участвовала с 1980 года. В 2008 году она вместе с коллегой по рекомендации Ярославского отделения Союза художников посетила Париж, где два месяца работала на так называемом Международном острове искусств (Cite international des arts) – особом арт-пространстве, где бок о бок живут и работают в мастерских художники со всего мира. Вот и Валентине с коллегой посчастливилось здесь поработать, побродить по уютным улицам Парижа, повстречаться с интересными людьми. Многие считают, что Париж как будто специально создан для богемы в лучшем смысле этого слова – людей творческих профессий – музыкантов, поэтов, художников. У этого города особый уклад и свой неповторимый стиль.

И у Валентины Максимовой свой стиль. Она – художник. Художник не просто декоративно-прикладного искусства. Художник по существу. Ее коллажи – это живописные картины, в которых завораживает не цвет и не фактура даже, а далекая перспектива, какой-то затаенный подтекст, исходящий из ткани, на просторах которой только истинный художник изначально своим внутренним зрением увидит маленький домик в деревне, наливные яблочки, высветит извечный образ русского храма и угадает характер своего героя в портрете. Это не аппликации, не пресловутые красивые одеялки, это их, если хотите, отрицание. Валентина рисует тканью. Во всех жанрах.

Здесь была заявлена летняя тема. Да пожалуйста! И вот появляются такой солнечный вихревой подсолнух, настоящий натюрморт-триптих как своеобразное посвящение сочным арбузам. За широкими лесами, за высокими полями прячется деревенька, а в композиции «Август» уже чувствуется летний исход, слегка грустный, когда начинают опадать листья.

Натюрморт «Калина красная» сделан из ярких радостных кусочков ткани. «Ночь накануне Ивана Купала» посвящена папоротнику – символу магического исполнения желаний. Недаром девушки его вплетали в венок, чтобы приворожить паренька. По самой, наверное, известной легенде о папоротниках он цветет только в ночь на Ивана Купалу.

У Валентины Максимовой есть и сугубо абстрактные работы. Например, триптих «Постоянство изменчивости». Включаем игру воображения и уносимся в неведомые дали, на другие планеты, в космос – куда хотите. Необозримое пространство, помещенное в девять квадратиков.

И совсем иное настроение вызывает «Дорога через Тотьму», в которой так и слышится радостный мощный перезвон колоколов, после которого невольно впадаешь в состояние уравновешенного покоя.

Летние девчачьи портреты тоже абстрактны, их легкая цветущая яркость – само воплощение этого самого теплого времени года со всей его зеленью, синей водой, стремительными дождями, разнотравьем, запахами.

И, мы считаем, вершина мастерства Валентины – монохромные почти скульптурные портреты-образы, в которых передан, скорее, обобщенный характер профессии. Журналист и архитектор предстают перед нами вместе с атрибутами своей профессии, и лишь слегка загрустивший актер как бы размышляет о превратностях судьбы.

Вот так: лето кончится, улетят птицы в теплые края, наступит золотая осень, потом белая зима. А Валентина Максимова в своей мастерской будет и дальше творить свои чудеса, которым пока нет названия. Она их нарисует. И для каждой картины найдет новые образы, новые сочетания, новые сюжеты.

31.07.2022

Подробнее:

https://adgroupart.ru/tpost/2ad4k8dg71-mini-esse-o-hudozhnike-iz-uglicha-valent


Педагогика Культуры № 35 (2022)

Метки: Рубрика: Наш вернисаж, Максимова В.Н.

Печать E-mail

Просмотров: 220