Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Рерих Елена Ивановна. О Культуре

(выдержки из писем)

 

3 марта 1930 г.

Истинная Культура мысли растет культурою духа и сердца.

 

24 февраля 1930 г.

Что может быть выше и прекраснее сотрудничества на великое культурное Благо народов?!

 

21 ноября 1930 г.

Забвение великих основ культуры приводит к гибели.

 

25 марта 1931 г.

Мы должны бороться против всякой косности и омертвелости, препятствующей развитию культурных задач учреждений. Мы вправе требовать всякую поддержку, всякое облегчение в проведении наших строительных планов, устремляющих сознание молодого поколения к высшему созиданию и уводящих от разрушения и губительных понятий, которыми болеют сейчас многие страны. Мы строим, а не разрушаем.

 

13 мая 1931 г.

Пусть женщины и все молодое поколение встанут на защиту культуры против всех утеснений и гонений, пусть они всеми мерами охраняют этот культ огня-жизнедателя! Не могут страны жить без этого творящего жизнедателя, разложение неминуемо там, где угасает этот культ-ура.

 

29 мая 1931 г.

Ни один узкий специалист, как бы ни была высока его специальность, не может называться носителем культуры. Культура есть синтез, культура прежде всего понимает и знает основы Бытия и пути строительства.

 

30 июня 1931 г.

Знамя Мира, Единение Женщин во имя Новой Эры Культуры есть две гигантские исторические задачи <…>.

 

21 августа 1931 г.

Спасение мира в новых формулах, в новом духовном и культурном подходе ко всем вопросам жизни как государства, так и частных обиходов. Знамя Мира и Культуры при осознании его значения, конечно, спасет человечество. Но как разно сейчас понимают люди мир и культуру! У большинства понятие культуры прежде всего связывается с вульгарно позолоченными палатами, мертвыми бриллиантами, всякими «фоллисами»1 и выпивками в дорогих ресторанах и тому подобными «возвышенными» занятиями. А под миром понимается «мирный захват» рынков и рассуждения о разоружении, подразумевая под этим уничтожение старых, негодных средств разрушения для замены их новыми, гораздо более действительными. Тяжко задумываться над состоянием мира! Оно ужасно и, конечно, будет ухудшаться, ибо не остановить добровольно катящихся в слепоте своей по наклонной пропасти; и по закону тяготения они будут катиться тем быстрее и стремительнее, чем ближе ко дну.

 

21 октября 1931 г.

Да, огненными буквами должны врезаться в сознание слова Великого Владыки Будды: «Невежество есть величайшее преступление, ибо от него все бедствие человечества». Покуда во главе представителей страны будут стоять невежды, мир, возглавляемый невеждами, не может идти вперед, а так как ничто не может стоять, то, следовательно, регресс, ведущий к конечному разложению, неминуем. И не являемся ли мы сейчас свидетелями этого великого закона?

 

28 сентября 1932 г.

Каждое культурное проявление страны среди других стран неминуемо привлекает внимание к этой стране и приводит ко многим приятным и полезным для нее последствиям, как-то и в виде интереса к ее различным производствам. Так Культура служит и обогащению страны, ее представляющей.

 

3 мая 1934 г.

Возрождение всегда там, где проявляется интерес к духовной Культуре, разложение там, где цивилизация вытесняет понятие Культуры, занятая изготовлением всевозможных роботов.

 

27 июня 1935 г.

Нет ничего выше Знания, Культуры и Красоты, потому они и победят. <…> Свод Культуры так велик, что покрывает решительно все, лишь всякая узкость и нетерпимость не уживается под ним.

 

5 cентября 1935 г.

<…> преподававшиеся и еще посейчас существующие среди иностранцев представления о России показывают все их невежество. Для огромного большинства иностранцев Россия была и есть страна варварства, всякого произвола и насилия и глубокого невежества. В понимании лучших бывшая Россия недалеко ушла от времен Иоанна Грозного. Цивилизация вытеснила понятие Культуры, и многие не понимают, что можно быть цивилизованным дикарем. Упускается из виду, что наслоения Культуры накапливаются веками, но цивилизация может быть создана в одно десятилетие.

 

7 октября 1935 г.

Да, произносить слово «Культура» – одно, а понимать, что есть культура, и быть культурными людьми – совершенно другое.

 

15 октября 1935 г.

Если культуры нет в крови, то и приобрести ее ни за какие мешки золота невозможно, и никакой привешенный ярлык не поможет. И в какую бы прекрасную раму не вставить фальшивую картину, ценность ее самой от этого не увеличится!

 

9 декабря 1935 г.

Кто будет говорить против начал Живой Этики? Кто может восставать против утончения [и] введения в жизнь истинного понимания Культуры? Не будет ли такой протестующий голос подыматься против самих Основ Бытия?

 

28–30 марта 1936 г.

Со всей нашей стороны было лишь служение Культуре. Вероятно, за это мрачные силы и нападают на нас. Ведь для многих людей даже само слово «Культура» – невыносимо.

 

14 августа 1936 г.

При настоящем уровне сознания человечества в тесном замкнутом общежитии неизбежна тенденция к уравнению, а всякое уравнение неминуемо растворяет талант в ничтожество, что ведет к утрате культуры и понижению уровня цивилизации, то есть к опрощению и, увы, к следующей стадии опрощения, именно к огрубению.

 

6 сентября 1936 г.

В культурных делах значение всего морального особенно важно, и всякая марающая клевета должна быть пресекаема. Культурные дела творятся для молодых, для будущих поколений, которые особенно чутко вибрируют на выдумки подлые и грязные. Работник культурных дел должен не о себе думать, но о той многочисленной аудитории, которая по всему миру прислушивается к его делам и действиям.

 

12 октября 1936 г.

Поистине, Красота спасет мир. Все наши общества и содружества являются и отделами Лиги Культуры. Ведь в Культуре кристаллизуется Красота.

 

31 декабря 1936 г.

Ведь Культура не может быть лишь каким-то условным внешним действием. Она живет в сердце человека, и потому первым качеством ее будет сердечность. Если человек будет читать духовные и культурные заветы, а сам будет становиться черствым и злобным, то, значит, не «в коня был корм».

 

23 ноября 1937 г.

Культура есть та жар-птица, которую не удается поймать житейским мудрецам, ибо она дается чистым сердцам.

 

11–15 февраля 1938 г.

Культура не успела облагородить сложенную наспех цивилизацию. Кстати, и само слово «Культура» оказалось неприемлемым для большинства. Они почуяли, насколько высокое значение этого слова находится в дисгармонии с их внутренними накоплениями.

 

6 августа 1938 г.

<…> окончание того или иного высшего заведения еще не дает того налета, который мы называем культурностью. Можно быть цивилизованным, образованным человеком и все же оставаться некультурным. Культура проявляется там, где есть синтез.

 

31 декабря 1942 г.

Нынешний Армагеддон имеет в основе своей борьбу за Культуру, за эволюцию. Там, где нет эволюции, не может быть и Культуры. Но трудность в том, что многие, вернее, большинство, не отдают себе отчета, что есть Культура, без Культуры жизнь приходит к развалу.

 

8 января 1944 г.

Люди не хотят понять истинного значения искусства и высшего знания для утончения человеческого организма и, следовательно, общей эволюции. Для них культура заключается лишь в … сомнительного качества развлечениях.

 

12 июня 1944 г.

…кто-то сказал, что История культуры есть История Любви, и он был глубоко прав, ибо Культ Ура в основе своей есть Культ Огня или Любви к Красоте, созданной той же Любовью. В огне любви утончаются все силы человеческого духа. Именно любовь раскрывает те тончайшие свойства человека, которые откроют ему Врата Знания Мира Надземного, Мира Высшего.

 

24 марта 1944 г.

…Культура – понятие общемировое, именно, все человечество должно ополчиться против разрушения великих ВЕХ человеческой эволюции. Истинно, человек, не уявляющий порицания злу разрушения, тем самым являет непонимание и самой страшной опасности, именно оявления массами полного равнодушия к высшим ценностям, к проявлению человеческого гения и духа, что неизбежно приведет к огрубению нравов. Допущение разрушения, падение знания и непротивление злу и, как следствие этого – всеобщее огрубение означает расхождение между эволюцией человечества и эволюцией космической. Такой разнобой есть настоящее бедствие, ибо он приносит еще больший отрыв человечества от высших энергий, или от Мира Надземного, в котором заложены основы и продвижение нашего земного Бытия. Нет места духовности среди массового огрубения. Грубость утверждается на разложении, но не на восхождении. Потому будем бороться против всяких разрушений и сеять, где только возможно, зерна Культуры.

<…> Итак, родные, продолжайте свое доброе дело, защищайте Культуру именно добрым словом и поощрением каждого труда на пользу и защиту Культуры, как биологической, жизненной основы Бытия. Никакая страна не может жить, если она боится вскрывать свои нарывы. Истинно, мир не может существовать без осознания значения культурных достижений, и эта аксиома должна быть запечатлена с самого раннего детства в нарождающемся поколении.

 

27 апреля 1945 г.

Культура была в большом загоне до войны, люди увлеклись цивилизацией, и она показала им свой ужасающий, мертвящий лик в беспощадной механизации жизни и сердца человеческого. Теперь черед за Культурой, но пусть она будет понята во всей ее утонченности и красоте. Воспитание сердца и нового широкого мышления, основанного на героизме, дружелюбии и красоте, уявит новое поколение, которое утвердит примат духа и даст миру изумительные открытия дальних миров.

 

10 сентября 1945 г.

Нужно и широкое осведомление о том СОСТОЯНИИ, в котором находится Культура по всему миру. Где и какие утеснения она претерпевает? Синодик унижения и пренебрежения и даже преследования всего просветительного может отразить скорбный лик современного человеческого невежества.

 

2 сентября 1946 г.

Знамя Мира, или Знамя Культуры, было дано в 1931 году, ибо в нем содержатся все устои Культуры. Именно в предвидении надвигающихся войн и новых разрушений и разложения поднималось Знамя Мира. При этом было Сказано: «… под этим знаком объединятся Красота, Знание и Искусство и все народы. Только высшие меры приложимы к Знамени». «Великое Провозвестие нужно понять как ступень к Новому Миру». Знамя Мира есть Знамя Нового Мира. Знамя Мира, как маяк в бурю и посев Культуры, как противоядие против неистовства и безумства ненависти творимых. Наступит время, когда Знамя будет развеваться над всеми государственными учреждениями, посвященными Просвещению и Красоте. А пока что будем собирать лучшие мысли около этого Знамени Культуры и покроем им все наши начинания. Пусть приходящие привыкают не только видеть, но и слышать о Знамени Мира и запоминают те великие основы, которые оно возглавляет. Великое никогда не входило в мир при фанфарах и ликованиях, но всегда в трудах и страданиях, при осмеянии невежеством. Но мы должны <…> до принятия и утверждения Культуры во главу нового Строительства. Сознание масс поднимется на новую ступень и поймет, что страны не могут жить и развиваться, утратив понимание истинной Культуры. Нельзя продолжать воспитывать новые поколения на суррогатах Культуры. Всякий суррогат есть ложь, но лживые основы не могут уявиться устоями, и потому саморазрушение и самоистребление неминуемо. <…> Самые закоренелые реалисты подпадают под власть Красоты и прежде всего ищут ее, об этом свидетельствуют их увлечения театром, танцами, музыкой и литературой. Глумятся над Идеалами, но сами тянутся к Красоте, не сознавая, что Красота ближе всего стоит к Идеалу. Все чаще произносят слово Культура, но Культура есть стремление к утончению, к Красоте, к совершенствованию; и сам процесс совершенствования не есть ли стремление к Идеалу?

 

2 сентября 1948 г.

Именно многие, вернее множества, не отдают себе отчета в неотложности не только принятия, но и в поднятии Знамени Мира для внедрения в сознание народа и грядущих поколений великого значения охраны Сокровищ Культуры для всей мировой эволюции. Без охраны достижений Культуры человечество вернется к временам варварства худшего вида.

 

27 августа 1949 г.

Необходимо устраивать лекции, концерты и собеседования о значении охраны Культуры, знакомить с движением Знамени Мира. При всех творящихся вандализмах и разрушениях во время мировых столкновений и потрясений уместно назвать охрану Культурных Ценностей – «Крестовым Походом». Истинно, «Крестовый Поход» ввиду мирового значения культурных ценностей как незаменимого и основного достояния человечества. <…>

Истинно, Культура нуждается не только в охране, но необходимо уметь сражаться за Культуру. Тогда только человечество начнет выходить из одичалого состояния. Пора становиться человечными в полном значении этого великого понятия.

 

31 августа 1950 г.

Сейчас самые трудные времена, все культурные начинания замирают, прежде всего, из-за недостатка к ним интереса, а потому, конечно, нет и притока средств, и такое положение наблюдается по всему миру. Люди лишают себя того, чем только держится мир человеческий. Ведь только интерес к истинной культуре превращает нас из двуногих в человеков.


1 Follies (англ.) – прихоти, капризы.

Источник: http://www.found-helenaroerich.ru/heritage/about_culture

Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих

 


Педагогика Культуры № 21 (2014)

Метки: Рубрика: Ценности Культуры. Пакт Рериха

Печать E-mail

Просмотров: 3899