Изучение русского народного творчества на уроках русского языка
На просторах России из века в век горят и согревают людей своим теплом уникальные очаги народного искусства, хранящие традиции древних культур. В народных промыслах, в песенном творчестве, в приметах языка и быта обитает душа наших предков. Живет она в самых разных видах искусства, выражает себя с помощью уникальных техник и технологий, в глине и дереве, ткацком волокне и металле…
Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшая их нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы.
Хохломская роспись по дереву возникла в Заволжье, в деревнях стоящих на реке Узоле, что впадает в Волгу. Как же создавалась хохломская посуда? Этой теме был посвящен урок русского языка, проводившийся в пятом классе школы № 294. Под впечатлением от увиденного и услышанного на уроке учащиеся создали свои работы, в которых изобразили любимую ими посуду в стиле хохломы, а затем ее описали.
Вот примеры детских работ, посвященные теме хохломы. Роман Корженевский подошел творчески к заданию и помимо описания предмета сочинил яркое по своему эмоциональному восприятию стихотворение:
«Волшебная ваза хохломского узора, рассыпались по твоим крутым бокам спелые ягоды малины, вьются замысловатые кудрины стебельков и листьев. Золотом горят лепестки сказочных цветов!
Расписали тебя руки мастера под русский квасок да парное молоко. А как хороша ты с веточками апрельской вербы, букетом летних ромашек и гроздьями сентябрьской рябины. Смотришь – любуешься на красоту твою дивную!
Ох, ты чудо-хохлома –
роспись самоцветная!
Без тебя, душа моя
и застолье бедное!
Златокудрая листва,
канты-стебелёчки,
Грозди яхонтом горят,
светятся цветочки!
Вот из сказки к нам летит
огненная птица –
Золотом перо блестит,
как не подивиться!
Есть рябинка, полон таз
ягоды – малины…
Очаровывает нас
промысел старинный!
Ох, ты, чудо-хохлома,
жаркая и красочная,
Кудревата, мудрена –
и такая сказочная!»
Корженевский Роман
По-другому тема хохломы звучит в работе Разиньковой Арины:
«Передо мной чудесная сахарница, но сахарница не простая, а хохломская. По ней рассыпаны красивые, алые спелые ягоды, которые так радуют глаз! Зеленые листья окружили их и полностью дополнили картину.
Рядом с сахарницей стоит солонка, которая тоже украшена ягодами, но совсем маленькими. Внутри виден золотой оттенок, яркий и блестящий».
Очарование ученических работ, увлеченность данной темой учащихся подвигло к созданию цикла из 6 уроков на тему «Русские художественные промыслы»:
«Золотая Хохлома»,
«Голубая Русь», посвященному творениям из гжели,
«Праздник цветов» (Жостово),
«Русь деревянная»,
«Игрушка Дымковской слободы»
и «Русь моя...», завершающий урок цикла, посвященный красоте русского языка.
На этих уроках ученики знакомятся с творчеством русского народа, изучают тему прилагательного, причастия, знакомятся с художественными средствами языка, делают свои первые шаги в написании творческих работ.
На фото: Т.А. Раткевич и дети на площади Искусств в Санкт-Петербурге.
Метки: Рубрика: Освоение детьми народной культуры, Раткевич Т.А.