Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Музейная педагогика: творчество учителей и школьников
как результат сотрудничества с Музеем-усадьбой Н.К. Рериха

Авторы материалов: педагоги Дуброва А.М., Александрова Т.Д., Горбикова Ю.В.
Творческие работы обучающихся: Гусевой В., Елкиной Ф.

Дуброва Анна Михайловна,

учитель русского языка и литературы

Изварской средней общеобразовательной школы,

Волосовского района Ленинградской области

Педагогические уроки Н.К. Рериха в системе внеурочной деятельности
по изучению его творческого наследия
на Изварской земле

Доклад на форуме педагогов Ленинградской области

«Образовательный потенциал творческого наследия Н.К. Рериха»,

МОУ ДО «Волосовская школа искусств им. Н.К. Рериха», г. Волосово, Ленинградская область,

24 сентября 2019 г.

 

«Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и всё человечество. Чтобы полюбить Родину, надо познать её» – это слова Завета Николая Константиновича Рериха. И сразу напрашивается вопрос: с чего начинается Родина? Родина начинается с тропинки у дома, с заката и рассвета, родина начинается, когда мы знаем её прошлое и живём её заботами в настоящем – начинается с детства.

Каким мы его хотим видеть – ребёнка, чего он хочет сам? Эти вопросы волновали учителя всегда, но в настоящее время особенно остро. Уроки и внеклассные мероприятия, олимпиады, конкурсы и соревнования – казалось бы, что ещё можно дать ребёнку? Можно дать ещё понятие «малой родины», научить бережному отношению к природе, прошлому и настоящему. Школа даёт и это через систему классных часов и социальных проектов. Доброта, милосердие, сочувствие, сострадание – это те качества, которые нельзя растерять, их необходимо укреплять в каждом ребёнке. Обладая этими качествами, каждый маленький человек впитает в себя всё: любовь к «малой родине», любовь к отечеству, к родной истории.

На помощь учителю приходит и музей, который ученик школы может посетить в выходные дни и на каникулах, с учителем и родителями.

Музей-усадьба Н.К.Рериха находится рядом с Изварской школой.

Что же может дать музей детям? Как можно использовать его богатое наследие в образовании и воспитании школьников?

Сотрудничество с музеем даёт возможность:

– приобщить ребят к освоению человеческой культуры;

– воспитать зрительскую музейную культуру;

– творческое отношение к действительности;

– уважение к прошлому родной земли, любовь к настоящему и будущему.

Сотрудники Музея-усадьбы Н.К.Рериха разработали программу «Здравствуй, музей», которая уже много лет успешно реализуется не только в течение учебного года, но и во время летних каникул. Младшие школьники узнают о жизни и творчестве Н.К.Рериха, знакомятся с описанием его картин и значением Извары в жизни известного земляка. Учителя начальных классов совместно с сотрудниками музея проводят тематические праздники, мастер-классы по изготовлению игрушек. Татьяна Ивановна Смитиенко проводит для ребят квесты на территории парка.

Старинный усадебный парк, часть леса, уникальные природные объекты – система незамерзающих родниковых озер,исток реки Изварки, озеро Глухое и романтическая аллея представляют редкое по разнообразию сочетание природных и исторических ландшафтов, позволяют погрузиться в атмосферу старинной усадьбы, соединявшую творчество природы и человека.

Ежегодно в начале октября в Изваре проходит праздник «Зажигайте сердца», на который собираются гости Ленинградской области. Наши ребята традиционно принимают в нём активное участие, показывая танцевальные номера, инсценируют отрывки сказок Н.К.Рериха, читают свои рассказы о милосердии, добре и красоте.

В настоящее время связь с Музеем-усадьбой особенно активизировалась: ребята занимаются волонтёрской деятельностью. Им доверяют работу с музейными экспонатами, они помогают содержать в порядке клумбы и территорию парка.

Конечно, посещения музея – это ещё и знания, которые они получают, общаясь с сотрудниками. Изучая биографию и творчество Н.К.Рериха, ребята узнали об истории образования в Изваре, заинтересовались историей происхождения самой Извары. Имя «Извара» это искаженное слово «Взвар». Именно под таким названием в Переписной оброчной книге Водской пятины за 1500 год была записана деревня на землях Покровского Озеретцкого погоста Копорского уезда. Ребята собрали по книгам факты из жизни и творчества Н.К.Рериха связанные с Изварой.

Здесь в Изваре корни, истоки мощного и всеобъемлющего творчества Николая Константиновича Рериха – художника, археолога, ученого, путешественника и миротворца.

Девочки 6 класса участвовали с материалом «Извара в жизни Николая Константиновича Рериха» в конкурсе «Любители русской словесности».В школьном музее мы оформили стенд с материалом о Н.К.Рерихе, на котором фотографии и факты, рассказывающие о жизни художника в Изваре.

Совместно с директором Музея-усадьбы Ольгой Анатольевной Черкасовой создано «Малое литературное общество», где обучающиеся МОУ «Изварская СОШ» читают свои сочинения, учатся писать заметки, описывать экспозиции музея. Немалое значение на этих встречах уделяется сказкам Н.К.Рериха. Ребята уже знают, какой след в судьбе и творчестве Николая Константиновича оставила Извара, т.к. как именно здесь он начинал интересоваться историей Руси, писать первые сказки, очерки, делать первые зарисовки. «По реке с лучом» – это очерк, рассказывающий об Изварке, маленькой речушке, истоком которой являются ключи на территории Музея-усадьбы. Описание окрестностей Извары позволяет ребятам по-новому взглянуть вокруг себя: на парк, пруды – почувствовать причастность к истории Извары.

Музей-усадьба для наших ребят становится домом, в который они могут просто приходить, делиться своими мыслями, рассказывать о том, что их волнует. На вопрос: чего вы ждёте от таких встреч – они написали:

– хочу научиться красиво и правильно высказывать мысли;

– хочу написать книгу о детстве;

– хочу писать так, что было больше света и добра;

– хочу лучше учиться;

– хочу, чтобы больше было добрых людей.

В течение нескольких лет действует проект «Извара как школа природы, науки, искусства», объединяющий школу и музей. Иван Вадимович Стасюк, научный сотрудник музея, прочитал цикл лекций для ребят средней школы о природе окрестностей Извары. Ребята узнали о птицах и животных, населяющих местные леса, миграции перелётных птиц. Итогом стала акция «Сохраним природу». Обучающиеся изготовили скворечники и кормушки, которые развесили в парке Музея-усадьбы. Настоящим подарком для наших детей стали экологические экспедиции под руководством геоботаника Бориса Константиновича Ганнибала, которые были реализованы в течение летних каникул. Задачи были не только образовательные и воспитательные, но научно-исследовательские. Под руководством Бориса Константиновича ребята проводили гидрохимическую оценку воды в изварских водоёмах, изучали доминирующие виды в растительных сообществах, определяли возраст парковых деревьев.Эта деятельность способствовала формированию у наших школьников представлений о методах биологических и гидрохимических исследований, формирование экологической культуры и привлечение их к природоохранной деятельности.

В ходе экспедиции ребята изучали основы ориентирования в лесу, методы топографической съемки местности, ознакомились с принципами утилизации опасных отходов, таких как батарейки и ртутные лампы, раздельного сбора мусора и приняли участие в экологической акции по раздельному сбору, для чего была организована специальная поездка в Гатчину. Завершилась экспедиция походом в лес по экологической тропе, на которой ребята смогли применить полученные навыки на практике.Под руководством Бориса Константиновича они собирали растения для гербария, научились работать с микроскопом, готовить отчёты о своей научной деятельности.

Очень значимым событием для наших школьников стала встреча с физиком-теоретиком, художником, писателем, кандидатом физико-математических наук Владимиром Павловичем Ковтуном, который считает Извару одним из самых любимых мест на земле. Владимир Павлович рассказал ребятам в доступной форме о физике и её законах, ответил на все вопросы. Обучающиеся школы посетили его выставку живописи, где учёный рассказал о каждой картине. Объясняя сюжеты своих работ, он подчеркнул, какое вдохновение испытывает,посещая Извару и её окрестности. Владимир Павлович подарил школьному музею две картины: «Дождь в Царском Селе» и «Атлантида». Историко-приключенческий роман «Полёт Дракона» с автографом он подарил для всех участников образовательного процесса.

В течение трёх лет Ёлкина Фаина и Гусева Виктория занимались исследовательской деятельностью, связанной с творчеством Николая Константиновича Рериха.

Чем больше мы узнаём о его творчестве, тем больше узнаём историю своей земли, края, малой родины.

Добро, свет, красота, культура и гармония – это те качества, о которых говорит Н.К.Рерих. Если у наших ребят останутся именно такие воспоминания о детстве, о школе, значит, они понимают, что такое добро и красота. Научатся уважать историю, любить родину, ценить опыт прошлых поколений. Ребята, посещающие литературное объединение «Исток», очень увлечённо изучают творчество Н.К.Рериха. Именно маленькие открытия заставили их узнать ещё больше, пройти по описанным художником местам, сравнить рисунки 19 века с веком 21-м, увидеть, как изменилась природа, ландшафт.

Исследования, на настоящее время представленные обучающимися Изварской школы, доказывают, насколько важное место в жизни и творчестве Н.К.Рериха занимала Извара и её окрестности.

*   *   *

 

Гусева Виктория,

9 кл., МОУ «Изварская средняя общеобразовательная школа»

Тайны Покровского Погоста

 Видели вороны и дубы старинные, развесистые; собираются под ними окрестные люди вершить мирские дела? Собираются и в праздники: сидят старики на могучих корнях. Молодежь ведет хороводы, в лес, за ближнее озеро несется:

«Ой дид, ладо…»

guseva-1  guseva-2  guseva-3

А вот и картина «Сходятся старцы». Эту картину художник писал в Изваре. Обратите внимание на таинственность: что здесь происходит? О чём говорят эти люди? Какую тайну скрывает сама картина?

Работая над картиной «Сходятся старцы», Николай Константинович написал три эскиза, один из них был подарен брату Борису Константиновичу, другой находится в Государственном Русском музее, третий – в США (судьба его неизвестна).

У священного дуба старцы – это представители славянских племён. Их лица только намечены, рассмотреть невозможно. Наверное, художник подчёркивает, что это не главное в образах старцев. Позы спокойны, значит, беседа важная и серьёзная. Покой говорит о торжественности момента.

Это не вече – шумное, крикливое, допускающее проявление несдержанных страстей, это – спокойная, тихая, вдумчивая работа долголетнего опыта и житейской мудрости...

Мы заинтересовались историей этой картины: что это за дуб? Где он рос? Почему Николай Константинович обратился к этой теме?

Конечно, ответы на свои вопросы мы пошли искать в музей – усадьбу.

Ольга Анатольевна Черкасова, заведующая музеем, рассказала, что история эта связана с Покровским Озерецким Погостом. Это самая высокая точка Ижорской возвышенности

guseva-4

«В Царскосельском уезде указывают места, где по преданию некогда стоял огромный дуб, под которым собирались из местных поселений. Место красивое, высокое; невдалеке озеро, судя по берегам, бывшее прежде значительно больше. Раскопкою обнаружены сгнившие остатки толстых дубовых корней, на некотором от них расстоянии найдены груды золы– места старинных костров. В золе оказались черепки горшков, если не соответствующих таковым от XII века, то все же далеко не современного строя.

Именно эти строки заставили нас отправиться в путь, попытаться найти место, где рос этот дуб. Решили, что поиски надо начинать с описания Покровско – Озеретцкого погоста. Что же такое погост?

Старинная русская усадьба Извара возникла на месте древнего новгородского поселения Взвар Водской пятины Великого Новгорода (XII-XV вв.), что определило особенности ее историко-культурного ландшафта

Позже земли делились на более мелкие территориальные единицы – погосты. Первое упоминание деревни Взвар относится к XV веку. Деревня описывается в Переписной оброчной книге Водской пятины 1500 г. в составе Покровского Озеретцкого погоста Копорского уезда

И вот 11 апреля 2018 года вместе с хранителем музея Татьяной Ивановной Смитиенко   мы решили двигаться к деревне Озертицы, где находилась церковь Покрова Божией Матери.

 guseva-5  

К сожалению, она не сохранилась, сохранился рисунок Н.К.Рериха Грызовской церкви.

guseva-6   guseva-7

Н.К. Рерих. Грызовская церковь. 1893

Н.К. Рерих. Грызовский священник. 1893

 

Обратимся к воспоминаниям Николая Константиновича: «Около нашего имения лет 55 тому назад перед великим постом сгорела церковь. Такое несчастье угрожало всей округе встретить без храма и Страстную неделю и светлый Христов Праздник. Чтобы не оставить местных жителей без этой духовной радости, отец мой широко пришел на помощь» пожертвовал одно из строений поместья с окружающею землёю, и в течение шести недель усиленными трудами строение было преображено в храм. Засиял колокольня, поспел иконостас, и в Вербное воскресенье было поднятие креста и освещение храма»

Мы увидели это строение, в настоящее время заброшенное и уже никому не нужное. Это та хозяйственная постройка, которую Константин Фёдорович отдал под церковь

guseva-8   guseva-9

Наши поиски увенчались успехом, и мы нашли фундамент, на котором стоял дом Грызовского священника.

Недалеко небольшое озеро, свидетель тех событий.

Далее мы решили зайти в разрушенную церковь Петра и Павла, по легенде, основание которой положено Петром Великим после какой-то стычки собственноручно поставившим на этом месте деревянный крест. Крест, по преданию, был положен в основание этого храма, разрушенного в середине двадцатого века.

guseva-10   guseva-11

Татьяна Ивановна рассказала нам, что лет 25 назад эту церковь осматривали, изучали состояние стен, но сделать уже ничего нельзя. Урон зданию огромный, поэтому никакой реставрации она не подлежит. Просто тихо разрушается.

Далее наш путь лежал к гряде валунов, недалеко от которых и рос дуб.

Мы нашли гряду, но дорога оказалась трудной, потому что оросительные каналы, выкопанные в начале двадцатого века, ещё заполнены водой.

Решили, что летом обязательно пойдём к этому месту, постараемся найти поросли молодых дубков.

В книге О.А. Черкасовой «Рерих на Волосовской земле» мы прочитали, что образы Извары воплотились в балете на музыку И. Стравинского «Весна священная», к которому Николай Константинович написал эскизы декораций.

 guseva-12

Центральные события, повествующие о языческих традициях славян, разворачиваются на высоком и красивом месте на берегу озера. Образ священного дуба, дерева Жизни, общий для всех народов и верований, образ Покровского погоста, окрестностей Извары – обошёл весь мир.

Уже весной 2019 года мы, не боясь истоптать ноги, бродили по полю. То тут, то там нам хотелось увидеть молодые дубки. Нет, удача пока не улыбнулась. Но изучая творческое наследие Н.К. Рериха, мы лучше узнали родной край, по-другому взглянули на свою малую родину.

 

*   *   *

 

Ёлкина Фаина,

9 кл., МОУ «Изварская средняя общеобразовательная школа»

Карта: по творческим местам…

Перед нами карта сельского Изварского поселения. Изучая творческое наследие Рериха, я поняла, насколько его имя тесно связано с нашей землёй. У меня появилось желание составить карту, на которой отмечены места, связанные с творчеством и воспоминаниями Николая Константиновича Рериха.

elkina-1

В книге «Листы дневника» – «Самое первое» 1937 год читаем:

«Двух лет не было, а памятки связались с Изварою, с лесистым поместьем около станции Волосово, в сорока верстах от Гатчины.

Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре.

От большой дороги сворот в Извару.

Ландо шуршит по гравию мимо рабочего двора, среди аллей парка. А там радость. За березами и жимолостью забелел дом. И все-то так мило, так нравится, тем-то и запомнилось через все годы. Нужно сразу все обежать…»

В настоящее время в этом доме музей, где можно очень подробно узнать о жизни Николая Константиновича, его судьбе и творчестве.

На территории усадьбы, к сожалению, сохранилась только одна хозяйственная постройка. В каком-то из сараев Николай Константинович оборудовал мастерскую, и здесь была написана картина «Гонец» – это дипломная работа Рериха, купленная Третьяковым для коллекции. Мы уже знаем, что была задумана целая серия картин о славянах.

В одном из писем Владимиру Васильевичу Стасову от 26 февраля 1897 года Рерих пишет: «Сюжет «Славяне и варяги» развивается у меня в целую, так сказать, славянскую симфонию. Может быть грандиозно (12 картин), целая эпоха…» И далее: «Названия славянских картин:

1. Восста род на род. (Подают сигнал – гигантским костром при остроге, суетня – реку прудят – собираются).

2. Гонец. (На челне в тростнике).

3. Сходка, (Ночью, спешно, говорит дед, его держат).

4. Гаданье. (Пред рассветом, на обрыве, над рекою, жрец, воины).

5. Стычка в бору.

6. После битвы. (Поле, вечер).

7. Победители. (Победители возвращаются в деревню. Костры. Встречают. Радость).

8. Погребение предводителя.

9. Побеждённые. (В Царьграде на рынке. Солнце. Скованные. Шкуры. Волосы).

10. На волоке. (Варяги перетаскивают ладьи между рек).

11. Полунощные гости. (Варяги подъехали к деревне. Четыре на берегу. Собрался народ, всё больше старики да бабы. На первом плане мальчонка; услыхал, что все побежали куда-то, и он захватил топор чуть не больше себя, приволочил и палец в рот. Весна. Лёд идёт. Солнце. Гуси тянут).

12. Апофеоза. (Ряд курганов. Спокойно, тихо. Они вызовут чувство старины).

Простите за грязное маранье. Разболтался – не <с> кем говорить».

Читая письма, я нахожу упоминания о деревушках, курганах, милой сердцу Изварке.

elkina-2

Ключи в Изваре. Рисунок Н.К. Рериха. 1893 год

 

Это знакомые с детства места, здесь, на территории усадьбы ключи, от которых река Изварка несёт свои воды в деревню Чёрное.

По пути встречаем развалины старой мельницы, в очерке «По реке с лучом» Н.К. пишет: «Около самой воды стоит мельница. Много лет она не работала: обветшала, развалилась…Ночью и е узнать совсем. Смотришь, как на незнакомую декорацию»

elkina-3  elkina-4

В статье «Полвека» Н.К. пишет: «От школьных лет в гимназии Мая осталось несколько памяток. Были предметы из первых курганных раскопок вблизи нашего поместья Извара,»

Деревня Чёрное.

Здесь и была задумана картина «Гонец». Городище старое, тайны его никто не знает. Но немного волнительно ступать на эту землю. Думаешь, сколько же столетий назад здесь жили люди, плакали, смеялись, верили.

elkina-5

А это Рисунок курганного могильника в деревне Озертицы

 

«Также спасибо вам, изварские курганы. Еще недавно напомнились мне изображения их в трудах Спицына. Ничто и никаким способом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственноручная раскопка и прикасание, именно первое непосредственное касание к предмету большой древности. Никакое книжное изучение, никакие воспроизведения не дадут ту благодетельно зажигающую искру, которая зарождается от первых непосредственных прикасаний. Это не сентиментальность, не самоубеждение, ибо живет очарование старинных предметов, украшенных и замечательных в форме и соотношениях. Когда же предметы эти особенно близки с теми историческими обликами, которые как-то самосильно вошли и поселились в сознании, тогда все становится еще ближе и неотрывно убедительнее», – читаем дальше в статье «Полвека»

Предполагаемое место, где рос знаменитый дуб, отмечаем на карте недалеко от деревни Озертицы

Рядом с деревней Заполье (это и есть в прошлом деревня Грызово) хозяйственная постройка, рисунок которой оставил Николай Константинович. Карандашный портрет и Грызовского священника, фундамент дома которого мы нашли.

Я думаю, что рассматривая рисунки, читая письма иколая Константиновича и его воспоминания, мы найдём много знакомых пейзажей и описаний.

А сейчас конечной точкой путешествия будет «Собачья гора» в Сосницах.

Это странное и удивительное место. Гора находится в деревне. Как она появилась, мы не знаем.

 elkina-6     elkina-7
Около Собачьей горы в Сосницах
9 июля в 3 часа дня…. Рисунок Н.К.Рериха
Около Собачьей горы в Сосницах.
20 апреля в 16.20… (современная фотография)

 

Есть легенда, передающаяся из уст в уста. Её записала наша одноклассница Курдадзе Ира.

Ей бабушка рассказала, что деревней владел помещик, у которого была любимая собака. То ли от болезни, то ли от старости, но собака умерла. Горевал помещик сильно и решил похоронить собаку на окраине деревни. Люди сочувствовали помещику, хотели вместе с ним разделить печаль. Каждый нёс на горку землю. Кто в корзине, кто в подолах, но никто не остался безучастным к горю помещика. Так и появилась собачья горка.

Выросла сосна, появилась молодая поросль. Вокруг горки дома появились, но Собачью горку берегут. Стоит она уже в деревне, смотрят на неё из окон, и никому она не мешает.

Наверное, нас ждут ещё открытия, и мы многое узнаем о Н.К. Рерихе. Я думаю, что ребята нашей школы дополнят мою карту и смогут проводить более подробные экскурсии.

*   *   *

 

Александрова Тамара Дмитриевна,

учитель начальных классов

Изварской средней общеобразовательной школы,

Волосовского района Ленинградской области

Сочинение по картине Н.К. Рериха «Вечер богатырства киевского»
Урок для 4 класса

Используемые технологии: технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии), информационно – коммуникационные технологии ( использование презентации на всех этапах урока), технология педагогики сотрудничества ( мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)

Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), индивидуальная (самостоятельная работа)

Приемы работы: деятельностный подход к обучению (самостоятельное составление плана к тексту, написание текста)

Методы работы: проблемно-сообщающий (с опорой на наглядность), метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока

Цель урока: создать условия для написания сочинения по картине Н. К. Рериха «Вечер богатырства киевского»

Задачи урока:

предметные –

1) учить читать картину, понимать замысел художника;

2) развивать умение вести беседу по картине;

3) закреплять навык грамотного письма;

4) активизировать словарный запас детей;

5) развивать речь, мышление, внимание

 

метапредметные –

1) развивать интерес к былинному жанру;

2) воспитывать любовь к искусству, творчеству Н. К. Рериха;

3) воспитывать интерес к истории Древней Руси

 

Оборудование:

1) презентация к уроку;

2) ноутбук;

3) мультимедийный проектор;

4) мечи и шлемы детские – 20 шт.;

5) планшеты – 20 шт.;

6) микрофон

 

Рерих Н.К Вечер Богатырства Киевского (Эскиз фрески на тему былины). 1895-1896 

 

Ход урока

I. Мотивация, целеполагание (2 мин)

Использовать презентацию (4 слайда) на большом экране, далее работать с планшетами.

– Ребята, сегодня мы отправляемся в удивительный мир искусства. В центре внимания будет одна из картин великого русского художника Н. К. Рериха.

– Определите тему урока (Сочинение по картине).

– Сформулируйте цель урока ( Грамотно и красиво составить и написать текст сочинения).

 

II.Актуализация знаний (13 мин)

1. Беседа о художнике Н.К. Рерихе в форме интервью

1 слайд: портрет Н. К. Рериха

– Ксения Купреева (ученица класса) сегодня выступит в роли журналиста. Она хочет выяснить, знаете ли вы, кто такой Н.К. Рерих.

Вопросы для интервью (Ответы примерные)

– Знакомо ли вам имя художника Н. К. Рериха?

1 ученик. Николай Константинович Рерих (1874-1947 г.) – всемирно известный художник, создавший более семи тысяч полотен. Корни рода Рерихов скандинавские. Фамилия Рерих в переводе с древнескандинавского означает «богатый славой».

– Чем же прославился Рерих?

2 ученик. Рерих, действительно, прославился на весь мир. Но не только как художник, а ещё как философ, писатель, археолог, путешественник. Он родился в Санкт-Петербурге. Его родители имели усадьбу в Изваре. Сюда они привозили своего сына на летний отдых.

– Что вам известно об усадьбе в Изваре?

3 ученик. Стариной и романтикой был полон дом самой усадьбы, построенный ещё во времена Екатерины II. В прихожей пахло яблоками. Рериха манили к себе дремучие изварские леса, гладь озера, заросли камышей. Всё казалось ему здесь необычным и таинственным. Теперь в этом доме находится музей Н.К. Рериха.

– Когда был открыт музей?

4 ученик. В 1984 году в Изваре был открыт первый музей Н. К. Рериха на его родине, в России.

Итог интервью.

2. Подготовка к восприятию картины

– Какие картины Рериха вы знаете? («Гонец», «Заморские гости», «Пантелеймон-целитель», «Ладьи строят», «Город строят», «Дозор», «Славяне на Днепре», «Весна священная» и другие)

– В Музее-усадьбе Н.К. Рериха мы рассматривали, в основном, репродукции с картин художника.

– Что такое репродукция? (Репродукция – фотография)

2 – 4 слайды:

– В нашем музее есть и подлинные картины Рериха. Назовите их. («Папоротники», «Петербургский этюд», «Вечер богатырства киевского»)

На экране по очереди появляются картины без названия. Дети называют их. Позже появляются и названия.

Итог этапа урока.

3. Работа по картине Н. К. Рериха «Вечер богатырства киевского»

4 слайд:

– Предлагаю вашему вниманию репродукцию картины Н. К. Рериха «Вечер богатырства киевского».

– Давайте разберёмся в названии картины? Оно состоит из трёх слов и в каждое заложен особый смысл.

Вечер – конец дня.

Богатырство – отличительные качества богатырей: сила, удаль, отвага.

Киевское – русское, т.к. в древние времена Киев был столицей Руси.

– Исходя из толкования этих слов, можно сделать вывод: пришёл конец русской силе и отваге. Отсюда у Н.К. Рериха родилось такое название «Вечер богатырства киевского».

– Картина была написана в 1896 году, когда Рерих был ещё студентом Академии художеств в Санкт-Петербурге. Его очень интересовала древнерусская история.

– Давайте ближе познакомимся с работой художника.

Рассмотрите внимательно картину.

– В какие времена происходили события, изображённые на картине? (События происходили в глубокой древности)

– Какое впечатление производит картина? (Настроение от увиденного тревожное)

– В какое время суток, происходит событие, изображённое на картине? Откуда это видно? (Событие происходит вечером. На небе изображён закат солнца)

– Как выглядит небо? (Небо, как будто, озарено огнём. Багрово – красный и оранжевый цвета создают впечатление, что вдалеке пожар. От этого на душе становится тревожно)

– Кто изображён на переднем плане? (На переднем плане мы видим богатырей, которые преодолевают что-то очень грозное и невиданное)

– Как выглядят богатыри? (Один из богатырей сидит верхом на коне. На голове у него шлем. На шлеме уселся ворон. Это означает, что силы покидают воина. Рядом с ним на землю упал меч. Значит, он уже не в силах его удержать. Конь от тяжести низко наклонил голову. Только мрачные вороны ликуют и радуются. Другие богатыри рядом, но то ли камни, то ли упавшие воины)

– Что же произошло с богатырями? (Они окаменели)

– За что они понесли такое наказание? (Богатыри возгордились, восстали на Силы Небесные и окаменели в своей гордыне)

– Кто относится к Силам Небесным? (Ангелы, Архангелы, сам Господь)

– Самонадеянный Алёша Попович произнёс такие слова:

…Подавай нам силу хоть небесную;

Мы и с тою силой, братцы, справимся…

 

– За такое самохвальство, гордыню Господь посылает им грозных воителей, которых разрубили пополам, а они только удвоились. И, наконец, Небесные Силы стали наступать несметной ратью.

– Прочитайте самостоятельно отрывок из былины и определите, о чём идёт речь?

«Билися богатыри три дня и три часа;

Намахалися их плечи молодецкие.

Уходилися их кони добрые,

Притупилися их мечи булатные.

А та сила всё растёт-растёт,

На богатырей боем идёт.

Испугалися могучие богатыри,

Побежали… и окаменели»

 

– Прочитайте отрывок вслух. (Читает 1 ученик.)

– О чём говорится в отрывке из былины? (О богатырях. Об истории Древней Руси)

– Как вы думаете, чему посвящена эта картина? (Она тоже посвящена истории Древней Руси.)

– Картина посвящена не только истории Руси, но и духовным традициям русского народа. Святость считалась высшей ценностью. И поэтому лицом русского народа стал воин, защитник, показывающий путь обретения святости и стоящий на охране от посягательств злых сил на нашу страну.

– Определите тему картины. (Битва русских богатырей с небесными силами)

– Какова идея картины? (Только с верой в Бога живут и побеждают русские богатыри)

 

III. Физминутка (Использовать детские шлемы и мечи.) (1 мин)

Дружно встали. Раз, два, три! Мы теперь – богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим. Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги, точно в танце – руки в боки.

Поклонились влево, вправо, получается на славу!

 

IV.Работа над композицией сочинения. Обсуждение возможного материаламикротем (13 мин)

– По содержанию этой картины мы будем писать текст. Определим, какой будет текст по типу речи? (Описание)

– Составим план сочинения. Сколько частей выделим в тексте? Как они называются? (Вступление, основная часть, заключение)

– О чём мы будем писать во вступлении? (Будем писать о Н.К.Рерихе и его картине)

– О чём будем писать в основной части? (Будем описывать небо, богатырей)

– Выделим две микротемы в основной части. (Небо. Богатыри)

– Как закончим сочинение? (Выразим своё отношение к картине)

 

В ходе работы на доске появляется план.

 

План

1. Вступление.

Художник Н. К. Рерих и его картина.

2. Основная часть.

а) Небо, закат.

б) Русские богатыри.

3. Заключение.

Моё отношение к картине.

– При составлении текста вам помогут слова для справок, записанные на доске.

– Составим предложения (е), которые могли бы войти в 1-ю часть.

 

Примеры вступления.

1. Передо мной картина Н.К. Рериха «Вечер богатырства киевского». Работа художника переносит меня в далёкое прошлое.

2. Известный русский художник Н. К. Рерих с детства интересовался историей Древней Руси. Многие картины он посвятил этой теме. Одна из таких картин – «Вечер богатырства киевского».

3. Недавно мы всем классом посетили Музей-усадьбу Н.К. Рериха в Изваре. Там много интересных работ художника. Среди них есть картина «Вечер богатырства киевского».

4. Н.К. Рерих – известный русский художник. Я знакома со многими его работами. Но особенно мне нравится картина «Вечер богатырства киевского».

– Нужно последовательно описать картину, не пропустив ни одной интересной детали, использованной художником для воплощения своего замысла.

– Используя слова для справок, составим предложения для основной части.

– С какого предложения можно начать основную часть?

– Какое время суток изобразил художник?

– Что вы можете рассказать о небе? Опишите его.

– Какие краски использовал Рерих?

– Кто находится на переднем плане картины?

– Как выглядит богатырь на коне?

– Как выглядят другие воины?

– Что с ними случилось?

– Как они были за это наказаны?

Пример основной части.

Художник изобразил вечер.Мы видим закат солнца.Небо, как будто, озарено огнём. Багрово-красный и оранжевый цвета создают впечатление, что вдалеке пожар. От этого на душе становится тревожно.

На переднем плане мы видим богатырей, которые преодолевают что-то очень грозное и невиданное. Один из воинов сидит верхом на коне. На голове у него шлем. На шлеме уселся ворон. Это означает, что силы покидают воина. Богатырь не может его прогнать. Рядом с ним на землю упал меч. Значит, он уже не в силах его удержать. Конь от тяжести низко наклонил голову. Только мрачные вороны ликуют и радуются. Другие богатыри рядом, но то ли камни, то ли упавшие воины. Богатыри окаменели. Это произошло от того, что они возгордились, восстали на Силы Небесные и окаменели в своей гордыне.

– Чем привлекает картина? Можно ли сказать, что в картине оживает глубокая старина? История Древней Руси?

– Выразим своё отношение к картине. Какое настроение вызвала работа художника? О чём заставила задуматься? Может ли окаменеть любой человек? (Может, когда он становится равнодушным к людям. Про такого говорят, что у него каменное сердце)

Примеры заключения.

1.Картина посвящена не только истории Руси, но и духовным традициям русского народа. Святость считалась высшей ценностью. И поэтому лицом русского народа стал воин, защитник, стоящий на защите нашей страны от врагов. Только с верой в Бога живут и побеждают русские богатыри.

2. Мне картина понравилась. Она заставила меня задуматься над тем, что гордыня – это отрицательное качество любого человека.

 

V.Лексико-орфографическаяподготовка (2 мин)

– Подберите синонимы к существительному художник (мастер, живописец).

Подберите синонимы к существительному богатыри (воины).

– Подберите проверочные к следующим словам: возгордились, гордыня, окаменели, посвятил (гордость, камень, свято).

– Объясните написание словосочетания Древняя Русь с большой буквы (Имя собственное).

– Как оформляется каждая часть сочинения?

– При составлении текста обратите внимание на слова для справок, записанные на доске, используйте их в своём рассказе:

Художник, живописец, в глубь времён, Древняя Русь, изобразил.

Багрово-красный, оранжевый цвет, озарено огнём.

Русские богатыри, возгордились, восстали на Силы Небесные, с верой в Бога, окаменели в своей гордыне.

Картина посвящена, духовные традиции, высшая ценность.

– Прежде чем записать предложение, оформите его устно. Подумайте, выражает ли оно то, что вы хотели сказать. Подумайте над постановкой знаков препинания внутри предложения.

 

VI.Устное составление текста и работа в черновике (10 мин)

Примерный текст сочинения

– Устный рассказ сочинения. (1 человек). Запись в черновик.

– Прочитайте получившийся текст.

 

VII.Рефлексия (1 мин)

– Оцените себя.

– Кто доволен своей работой на уроке, поднимите меч вверх.

– А кто сегодня встретился с какими-то трудностями, опустите меч вниз.

 

VIII. Итог урока (1 мин)

– Как вы считаете, ожили русские богатыри или нет?

– Существуют ли богатыри в наше время?

 

IX. Домашнее задание (1 мин)

– Познакомиться с другими картинами художника Н.К.Рериха.

 

Информационные ресурсы:

Картина Н.К. Рериха «Вечер богарства киевского» http://gallery.facets.ru/show.php?id=1088

Картина Н.К. Рериха «Папоротники» (этюд) https://gallerix.ru/storeroom/546/N/6904/

Картина Н.К. Рериха «Этюд» https://gallerix.ru/storeroom/546/N/5730/

Черкасова О.А. Рерих на Волосовской земле. – СПб: Вести, 2014.

 

*   *   *

 

Горбикова Юлия Вячеславовна, учитель,

Изварская общеобразовательная школа,

Волосовский район Ленинградской области

Конспект мастер-класса
по творчеству Николая Константиновича Рериха
«3D горы из цветной соли»

«Красота должна быть действенной
и побуждать к созданию новой красоты»

 

Назначение мастер-класса – изготовление декоративных поделок с применением цветной соли для украшения интерьера, использования в качестве подарков.

Цель: дать представление о технике насыпания цветной соли.

 

Задачи:

• Познакомить с инструментами, способами окраски соли, приемами насыпания;

• Формировать навыки декорирования бутылок (стаканов) при помощи цветной соли;

• Развивать творческие способности участников мастер-класса.

 

Материалы и инструменты:

Материал: чистый сухой стеклянный стакан, контейнеры с мелкой цветной солью.

Инструменты: ложка одноразового пользования, деревянные шпажки, стеки, спицы, упаковочные пакеты, аромосвечи, аромопалочки.

 

Вступительное слово

Творчество Рериха многогранно. (На доске или на слайде открытки с изображениями гор, написанные Н. К. Рерихом). Сегодня мы с вами будем творцами красоты. Н.К. Рерих писал картины гор. Посмотрев его художественные полотна, мне тоже захотелось нарисовать картину. Но только не на холсте, а представить ее объемно – как 3D горы.

 

Мастер-класс

Давайте рассмотрим картины гор Николая Константиновича Рериха. В них он использовал разные цвета.

Можно создать насыпную картину из последовательно насыпаемых слоев соли разного цвета.

 

Демонстрация способа окрашивания соли

Небольшое количество соли насыпаем на лист бумаги, в целлофановый пакет или другую подходящую емкость. Теперь белые кристаллики нужно буквально раскрасить цветным мелком. Натирайте им соль круговыми движениями до желаемого результата. Стоит сказать, что занятие довольно хлопотное и требует терпения. Соль постоянно будет расползаться, поэтому придется снова и снова собирать ее в кучку. По этой же схеме красим следующую партию.

Если соль расссыпать по центру бутылки, толщина слоя будет одинаковой по всей окружности. Чтобы изменить толщину слоя, можно наклонить воронку во время насыпания.

Подбирая цветовую гамму, а также варианты насыпания слоев, можно получить различные уникальные рисунки. Для отработки навыков лучше использовать небольшой стакан с прямыми и гладкими стенками.

 

Особенности создания поделки:

• заполнение середины посуды;

• уплотнение соли;

• запечатывание рисунка после окончания работы.

В готовой работе виден только прилежащий к стеклу слой соли, поэтому "серединку" можно засыпать другой солью, белой или оставшейся после неудачных попыток. Если серединка будет заполнена, то рисунок не будет осыпаться.

 

Технология изготовления поделки

Шаг 1. С помощью ложки одноразового пользования насыпаем 2-3 слоя цветной соли в стеклянный стакан.

Шаг 2. Формируем рисунок «пики» деревянной шпажкой. Приставляем спицу над верхним слоем соли под углом 20-30 градусов к стеклу. Опускаем спицу по стеклу острием вниз. Боковой поверхностью спица будет оттеснять часть соли внутрь, а на ее место сверху будет сыпаться соль верхних слоев. По достижению нужной глубины спицу нужно отвести внутрь к центру и через середину поднять вверх.

Шаг 3. Продолжаем насыпать цветную соль. Поворачивая стакан под разным углом, формируем рисунок «горы».

Шаг 4. Досыпаем остальные слои. Уплотнение соли делаем при помощи шпажки, засыпая середину солью. Важно, чтобы спица двигалась вдоль оси бутылки и ни в коем случае не касалась стенок.

Шаг 5. Досыпаем соль до верха стакана, трамбуем её. Теперь можно перейти к запечатыванию поделки. Это предохранит от высыпания соли при случайном открывании. Можно использовать клей ПВА. Он образует после высыхания эластичную пробку, которую в случай чего легко можно извлечь. Единственное предостережение: влага из клея попадает в соль и размывает краску на некоторую глубину (около 1 см).

Шаг 6. Упаковываем стакан в красочный пакет, завязываем ленточкой.

Данную поделку можно использовать как подсвечник, поставив в серединку аромосвечу или для аромопалочки.

На протяжении мастер-класса идет фильм с картинами художника и звучит спокойная музыка.

 

Варианты насыпания соли:

gorbikova-1

 

gorbikova-2          gorbikova-3

 


Педагогика Культуры № 30 (2019)

Метки: Рубрика: Музейная педагогика, Дуброва А.М.

Печать E-mail

Просмотров: 2236