Елена Ивановна Рерих
(1879 - 1955)
В России широко известно имя Николая Константиновича Рериха – крупнейшего художника, мыслителя, учёного, археолога, путешественника, общественного деятеля, горячего патриота отечества. Большим уважением пользуются имена его сыновей - Юрия и Святослава. Явление всей семьи Рерихов исследователи называют уникальным в мировой культуре.
Однако жизнь и деятельность жены Николая Константиновича – Елены Ивановны до самого последнего времени оставалось в тени, да и само её имя, за исключением отдельных упоминаний в нашей печати, по сути дела было неизвестно широкой общественности. Духовное лидерство и ведущую роль Елены Ивановны Рерих в семье не раз подчёркивали и сыновья, и сам художник, посвятивший ей картину с одноимённым названием - “Ведущая”. Это лидерство было связано с тем, что Е.И. Рерих была выдающимся русским мыслителем XX века, ещё не оценённым в полной мере, мыслителем особого подвижнического склада, сумевшим осуществить в своей философии духовный синтез. Её главный жизненный и нравственный подвиг состоял в умении воспринять и донести до человечества сокровенное Учение Востока и Гималайских Махатм, соединив его с современными научными достижениями Запада. Четырнадцать книг этого нового Учения - Живой Этики, или Агни Йоги, навсегда обессмертили имя Елены Ивановны Рерих, хотя её фамилия намеренно не ставилась на титульных листах томов. Убеждённая сторонница принципа анонимности в творчестве, она считала, что океан восточной мудрости, излагаемой в Учении через посредника-ученика (к таким посредникам она относила себя), не должен носить характер личного авторства и является общечеловеческим достоянием.
Книги Живой Этики, издаваемые в 20-30-е годы в Риге и в Западной Европе на русском языке, получили широкое распространение. Они были переведены с русского на многие европейские языки. Во всём мире, от Соединённых Штатов Америки до Японии, созданы общества по изучению основ Живой Этики. Нашему читателю книги Учения становятся известными лишь в самые последние годы.
За хрупкой внешностью и безукоризненным аристократическим благородством манер Елены Ивановны была скрыта недюжинная воля женщины, первой в Европе проехавшей в седле по высокогорным районам Азии, в том числе по таким уголкам “крыши мира”, где не ступала нога ни одного мужчины-европейца, и не убоявшейся ни пуль бандитов, ни зияющих бездн, ни слепящих вершин. Бесстрашие и мужество Елены Ивановны в опасностях во многом объяснялись её особым отношением к смерти, в котором совершенно отсутствовал страх.
Полный непредсказуемых опасностей эксперимент был выдержан блестяще. Подобный опыт был связан с приходом новых космических условий на землю, которые одинаково коснуться всех людей. Предвидя те необратимые разрушительные изменения, которые внесёт в биосферу и энергетический взаимообмен с космосом непродуманная техногенная активность человека, Елена Ивановна и специальными записями, и всей своей жизнью как бы предупреждала: необходимо повышать психоэнергетический потенциал, служащий защитным экраном от мощных космических лучей. С этой точки зрения весь её земной путь и труд следует рассматривать как деятельность врача-испытателя, который творит новые защитные доспехи человеческому духу.
Подвижника, решившего совершить подвиг преображения, ожидают на его незримом духовном плане испытания, подобные описанным Еленой Ивановной. Всё это позволило Великим Учителям Востока назвать Елену Ивановну “Матерью Агни Йоги”, ибо она предоставила себя на испытание пространственному Огню. Так путь, которым могут следовать все устремлённые люди, был проложен и запечатлён личным примером жизни Елены Ивановны, а его подробности и закономерности зафиксированы в дневнике, который занимал не менее 40 тетрадей.
Весьма значительно творческое участие Елены Ивановны в художнической работе Николая Константиновича Рериха. Союз Николая Константиновича и Елены Ивановны и их успешное сотворчество подтвердили, насколько важен великий принцип сотрудничества женского и мужского начал. Его следует понимать не только как духовное взаимодействие с близким человеком противоположного пола, но и как взаимодействие с противоположным началом в самом себе. Иначе говоря, внутренняя гармония в браке, взаимное нравственно-психологическое влияние пробуждает в каждом из супругов самые высокие качества противоположного начала. Так, мужчина, не теряя своих лучших, природой данных качеств, впитывая в себя женские свойства, становится более тонким, сердечным, эмоциональным, а женщина, соответственно, более умной, решительной, активной. Эту почти идеальную степень согласованности между своими родителями отмечали и их сыновья.
Вся жизнь Елены Ивановны Рерих состояла в совершенствовании себя, в том, чтобы постоянно держать перед собой свечу совести и проверять себя на чистоту отношения к миру и людям. Глядя на результат внутренней работы, слагавшей личность Елены Ивановны, можно быть уверенным, что работа эта была проделана с великой тщательностью. Её характер воплощает в себе лучшие черты русской женщины - милосердие, строгость, самоотверженность, достоинство, великодушие и совершенно лишён даже малейших признаков того, что можно отнести к худшим проявлениям женской психологии, истоком которых служит мелочность. Сам её облик вызывает мысли о женщине будущего и содержит в себе указания того восходящего направления, в котором должна двигаться и развиваться сегодняшняя женщина.
Духовный путь Матери Агни Йоги и всей семьи, пройденный по завету Учения “как по струне бездну: красиво, бережно и стремительно”, отрицал малейшее проявление нравственных компромиссов. Каждый из Рерихов сумел одержать победу и над собой, и над обстоятельствами, преобразив себя и выстроив жизнь по законам красоты, избежав внешнего ущемления. Такая победа, завершающая долгий путь земной судьбы на мажорной ноте, – самая высокая и трудная победа. Она явилась отражением победного шествия Эпохи Огня, о наступлении которой Елена Ивановна Рерих принесла благую весть человечеству.
(Из книги С. Ключникова “Провозвестница Эпохи Огня”)