Культура – путь в будущее
27-29 июля 2014 года в Усть-Коксе – районном центре Республики Алтай – прошла II Всероссийская научно-общественная конференция «Культура – путь в будущее». В ее организации участвовали отдел культуры МО «Усть-Коксинский район» РА, МОО «Центр Культуры «Беловодье», Народный Университет РА; Международный Центр Рерихов (Москва), Уральское отделение МОО «Лига защиты Культуры (Екатеринбург), кафедра философии Алтайского государственного аграрного университета (Барнаул), Межрегиональный информационный центр (Москва).
Актуальная направленность данной конференции – рассмотрение культурно-исторических проблем во взаимодействии традиций и современности, внимание к культуре и искусству центрально-азиатского региона в контексте социальных, этнических и религиозных процессов, исследование их взаимовлияния. Географический спектр участников разнообразен: на конференции был представлен 41 доклад ученых, общественных деятелей, педагогов из Москвы, Санкт-Петербурга, Горно-Алтайска, Барнаула, Владимира, Ярославля, Новосибирска, Новокузнецка, Набережных Челнов, Анжеро-Суджинска, Кызыла, Якутска, Абакана, Улан-Уде, а также из Уймонской долины: Усть-Коксы, Верхнего Уймона, Мульты.
Конференция «Культура – путь в будущее» стала центром мероприятий, объединившим приехавших со всей страны ученых и местную интеллигенцию в масштабный фестиваль культуры.
В ее преддверии 25 июля в Усть-Коксе в Доме творчества и досуга открылась выставка «Пакт Рериха. История и современность», организованная Международным Центром Рерихов (Москва), Международным комитетом по защите наследия Рерихов при содействии ЮНЕСКО в сотрудничестве с отделом культуры МО «Усть-Коксинский район» и МОО «Центр Культуры «Беловодье», проходившая здесь до 27 августа. Этот масштабный выставочный проект стартовал 2 апреля 2012 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, в 2013 году продолжился в странах Латинской Америки, а в течение 2014 года проходит во множестве городов России. Посетители выставки по фотоматериалам проследили древние корни знака триединства, избранного Н.К. Рерихом для Знамени Мира. Известно, что идея знака, символизируещего единство прошлого, настоящего и будущего в кольце Вечности, появилась у Рериха под впечатлением древнерусской иконы «Святая Живоначальная Троица» Андрея Рублева. Исследуя культуры многих народов Востока и Запада как археолог, историк, путешественник, художник Рерих и его последователи зафиксировали этот символ на многих памятниках разных эпох и континентов.
Участники выставки убедились в этом по многим фотодокументам, познакомились с историей Пакта, с творчеством семьи Рерихов, представленным репродукциями картин и книгами, издаваемыми МЦР.
В этот день 25 июля в зале администрации МО состоялись Восьмые Усть-Коксинские историко-архивные чтения «Увиденное и пережитое: годы странствий». Здесь же 31 июля концертом классической музыки и поэзии завершилась программа конференции, а 1 августа в Мульте открылся поэтический фестиваль. Тем самым научное осмысление проблем сохранения и развития культуры объединялось с восприятием и обсуждением произведений искусства.
На открытии мероприятий с приветственными словами к участникам обратились заместитель главы МО "Усть-Коксинский район" О.М.Абросимова, начальник отдела культуры МО "Усть-Коксинский район" О.П. Симиренко, депутат Госсобрания Эл-Курултай Республики Алтай Н.И. Апенышева, председатель Совета народных депутатов МО "Усть-Коксинский район" О.В. Акимов. Они отмечали, что гуманистические идеи семьи Рерихов становятся все более актуальными и востребованными в наше напряженное время, говорили о необходимости сотрудничества в деле сохранения культуры для будущих поколений и для мира, пожелали плодотворной работы ученым, собравшимся на представительный форум. Уполномоченный по правам ребенка в Республике Алтай Т.А. Жарова обратила внимание на перспективу развития культуры через образование, на формирование творческой личности, востребованной в настоящем и будущем. Почетный гость конференции – Мерген Шагаев, Хамбо-Лама Буддийской общины «Ак Бурхан» Республики Алтай сформулировал «правило трёх "О"» – трех этических ценностей, необходимых для жизни человечества: образованность для понимания друг друга, осознание для внутренней работы и ответственность для исполнения.
Конференция была посвящена Году Культуры в России, 140-летию Н.К.Рериха и 100-летию первого восхождения на гору Белуха. Заявленная в посвящении проблематика раскрывалась во многих докладах конференции и историко-архивных чтений.
В пленарном докладе заместителя гендиректора Музея им. Н.К.Рериха МЦР Н.Н. Черкашиной «Пакт Рериха. История и современность» был многосторонне раскрыт вклад Н.К. Рериха в разработку и внедрение в жизнь «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» – первого международного юридического документа по защите культурных ценностей, подписанного в 1935 году в Вашингтоне. В презентации доклада было представлено множество видеоматериалов, освещающих роль семьи Рерихов и Знамени Мира для сохранения культуры, роль всемирного движения, возникшего вокруг Пакта Рериха. Слушатели познакомились с плодотворной просветительской и выставочной деятельностью МЦР по распространению идей Знамени Мира и Пакта Рериха, проводящейся в разных странах и континентах.
И.Л. Мершина (преподаватель филиала Кемеровского госуниверситета в Анжеро-Судженске) и Л.А. Ганина (сотрудник музея Н.К. Рериха Сибирского Рериховского общества) рассказали об алтайском этапе Центрально-Азиатской экспедиции Николая Рериха, проходившей в августе 1926 г. в этих местах. Интересно была освещена роль проводника – верхне-уймонского старообрядца Вахромея Семеновича Атаманова – знатока потаенных троп, трав и старинных преданий, поведавшего Рериху о Беловодье. Е.С. Кулакова (кандидат искусствоведения, сотрудница библиотеки им. Д.С.Лихачева и руководитель народного музея семьи Рерихов в Новокузнецке) исследовала и продемонстрировала портреты Н.К. Рериха в собрании музеев Алтая. С.В. Скородумов (председатель Ярославского Рериховского общества) в докладе «Творчество семьи Рерихов в пространстве русской культуры» раскрыл роль каждого члена этой замечательной семьи в развитии и приумножении культуры, проанализировал их наследие в контексте концепций Николая Бердяева и Даниила Андреева, подчеркнул приоритет культуры над цивилизацией.
Ряд докладов был посвящен исследованию Белухи – самой высокой горе Алтая (4506 м). Как известно, алтайцы одухотворяли природу. Реки, озера, деревья, горы наделялись сакральным смыслом, в них жили духи, благосклонность которых человеку традиционной культуры надо было заслужить. Священная гора Белуха, на которую алтайцы опасались и смотреть, чтоб не рассердить Духа Горы, гора, овеянная многими мифами и легендами, стала изучаться русскими учеными и альпинистами с конца XIX века. В докладах В.В. Смирновой (директора музея истории развития горного производства им. А.Демидова), Л.Н. Мукаевой (кандидата исторических наук, доцента Горно-Алтайского госуниверситета), раскрывались новые страницы исследования Белухи первопроходцами – В.В. Сапожниковым, братьями Троновыми. А в полемическом пленарном докладе Т.П. Шастиной, (кандидата филологических наук, доцента кафедры литературы Горно-Алтайского государственного университета) «Альпиниада 1935 года: раннесоветская интерпретация мотива восхождения на вершину» была прослежена риторика газетных материалов того времени.
В работе секций «Культурно-исторические традиции и современность центрально-азиатского региона», «Культура и искусство как отражение мировоззренческих представлений» многие доклады были связаны с традициями русских старообрядцев и верованиями алтайских народов.
«Старообрядчество как исток духовного возрождения России», – так назывался пленарный доклад Л.С.Дементьевой (редактора издательства Фонда поддержки строительства Храма Покрова Пресвятой Богородицы русской православной старообрядческой церкви). Т.Н. Никонова (кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Горно-Алтайского государственного университета) представила доклад, написанный совместно с коллегами Л.И. Толстых и Н.А.Куликовой, «Календарная обрядность в коммуникативной культуре старообрядцев». Ученые проанализировали притчи, записанные в Уймонской долине, евангельские и бытовые сюжеты этого речевого жанра. В докладе Н.И. Шитовой (кандидата исторических наук, доцента Горно-Алтайского государственного университета) «Рукописи мультинского старожила Т.Ф. Бочкарева и культура уймонских старообрядцев» прослеживалась история местного старообрядчества.
Известный собиратель и исследователь, создатель и старший научный сотрудник Музея истории и культуры Уймонской долины Р.П. Кучуганова в докладе «Как родители жили, так и нас благословили» раскрыла этические основы взаимоотношений старорусского мира. Особая задушевность, свойственная научной и экскурсионной работе этой озаренной небесным светом женщины, пронизывает и книги Раисы Павловны, рассказывающие не только об особенностях истории и быта старообрядцев, но и об их духовно-нравственных ценностях, особом складе взаимоотношений людей: бережном и требовательном. Приведу лишь несколько цитат из доклада, характеризующих мир старообрядцев: «Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает», «Кто других не слушает – тот не разумен», «Не бойся смерти, бойся грехов». Наполнить сердце любовью к ближнему своему – вот путь русской традиционной культуры, способный преобразить и жизнь современного человека. В том же высоком этическом ключе прозвучал и доклад ярославского композитора и музееведа Л.В. Янковской «У чистого истока»: живые корни русской культуры». Она исследовала в историческом ракурсе движение старообрядцев и их значение для России, от протопопа Аввакума до купцов и промышленников XIX-начала XX веков. Данная тема изучена Л.В.Янковской не только с научной стороны. Ею написана кантата «Сын огня», обращенная к протопопу Аввакуму. Народному декоративно-прикладному искусству уймонских старообрядцев посвятила свое выступление Н.И. Апеньшева (депутат Госсобрания Эл-Курултай РА, преподаватель АПОУ РА «Усть-Коксинский техникум отраслевых технологий»).
Философские основы традиционной культуры раскрыл доклад А.В. Малинова (доктора философских наук, профессора кафедры истории русской философии Санкт-Петербургского государственного университета) «Экология культуры алтайской этнософии». Эту тему продолжила Е.Е. Малинина (кандидат филологических наук, доцент кафедры истории культуры и востоковедения Новосибирского государственного университета) в докладе «Философия в камне», посвященном японским сухим каменным садам. Опыт исследования архаических верований в культуре народов Сибири был заявлен в докладе «Общее и особенное в культовой практике шамана и сказителя» (В.В. Ушницкий, кандидат исторических наук, научный сотрудник ИГИиПМНС РАН из Якутска). В докладах «Буддистское учение в традиционной культуре алтайцев» Е.Н. Тобоевой (кандидата педагогических наук, представителя буддийской общины «Ак Буркан») и «Проникновение и распространение буддизма на Алтае» А.В. Торбокова (младшего научного сотрудника НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова) были раскрыты особенности религиозного направления бурханизма.
Ученые делились исследованиями в различных областях культуры. Исторические аспекты освещались в докладах Р.А.Кушнерик (кандидата исторических наук, зав. библиотекой Усть-Коксинского техникума отраслевых технологий): «Церемония приема русских послов в Джунгарском ханстве»; Д.К.Тулуша (научного сотрудника Тувинского института гуманитарных исследований): «Фортификационные сооружения Тувы и Горного Алтая». Социологический срез представила В.С. Кан (кандидат исторических наук, эксперт Сети этномониторинга EAWARN): «Факторы воспроизводства этнической идентичности и культуры тувинцев». В контекст конференции не раз включались произведения искусства. Историко-музыковедческий анализ звукового мира разных континентов был дан в докладе учителя музыки Верх-Уймонской СОШ Е.А. Бобровой «Стань музыкою, слово!», дополненном масштабной аудиовидеопрезентацией. Участники мероприятий на историко-архивных чтениях познакомились с творчеством знаменитых алтайских деятелей культуры: художника Г.И. Чорос-Гуркина (доклад Р.М. Еркиновой, кандидата искусствоведения, зам. директора Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина), композитора В.Ф. Хохолкова (доклад В.П. Майер, заместителя председателя Комитета по делам архивов Республики Алтай).
Театральное искусство стало завершающим аккордом второй секции на конференции 28 июля: выразительное прочтение «Слова» В. В. Набокова актрисой Новокузнецкого драматического театра им. С.Орджоникидзе Людмилы Владимировны Адаменко наполнило атмосферу научной аудитории высокой энергетикой художественно-творческого культурного поля.
Третья секция – «Культура и образование: стратегия и механизмы развития» привлекла внимание многих педагогов. Проблемы воспитания и образования были заявлены еще на пленарном заседании Г.Л. Прохорычевым (уполномоченным по правам ребенка во Владимирской области). В его докладе «Роль мужчины-отца в воспитании ребенка» освещались проблемы участия родителей и общественных организаций в жизни ребенка. Они были развиты в докладах представителей движения «Гуманная педагогика» Г.В. Шуртиной (председателя «Центра Гуманной педагогики Республики Хакассия "Школа жизни" Шалвы Амонашвили» в Абакане и члена общественной палаты Республики Хакассии), сотрудников лаборатории Гуманной педагогики Новокузнецка И.В. Афанасьевой и Л.П. Новиковой. В своих докладах они проследили историю этого движения, вклад его деятелей в утверждение духовных ценностей, особенности учительского служения и роль родительского воспитания для подрастающего поколения.
Опытом формирования культурного пространства и культурного поля личности в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга поделилась доцент РГПУ им. А.И.Герцена, кандидат искусствоведения А.Б. Афанасьева. Особое внимание в докладе было уделено работе учителей по новой образовательной системе «Диалог» и методам проведения масштабного проекта «День Культуры» в школах и вузах города.
Важное значение приобретает ныне экологическая проблематика. Особый резонанс вызвало выступление И.Н. Каланчиной (кандидата философских наук, доцента Алтайского государственного аграрного университета г. Барнаула) на тему «Ноосферный подход к пониманию человека». Чрезвычайно актуальной является идея ученых данного университета о перспективах строительства духовно-экологической цивилизации в России. Докладчик познакомила слушателей и с опытами практической реализации экологического строительства современных домов. Практическая направленность необходима и в экологическом воспитании молодежи, что особенно актуально в туристической сфере. Все эти проблемы связаны с ценностными ориентирами в воспитании человека. Об ответственности и личном выборе ценностей или антиценностей говорил О.А. Синявин – стратегический директор тренинго-консалтингового центра «Интерактив-стандарт» из города Набережные Челны.
Завершил научную программу круглый стол, на котором были подведены итоги конференции, обсужден проект резолюции.
Наряду с научной проблематикой, программа конференции – подлинного фестиваля Культуры – была насыщена разнообразными мероприятиями. Каждый вечер или свободная от заседаний часть дня были посвящены культурно-просветительским акциям.
25 июля участники собрались в Верх-Уймоне у костра на вечер знакомств, каждый рассказывал, почему он сюда приехал, что ждет от конференции.
26 июля было предложено восхождение из Верх-Уймона на сопку Катунского хребта под руководством Ирины Мершиной и осмотр сверху Уймонской долины, вечером – концерт «У подножия Белухи» в селе Тюнгур.
27 июля после научного заседания состоялся сольный концерт алтайского кайчи Сарымая Урчимаева. Певец-сказитель исполнял произведения алтайского эпоса, причем, учитывая основной состав публики, переводил их содержание на русский язык.
28 июля после заседания участников повезли из Усть-Коксы в Верх-Уймон для посещения музеев, являющимися объектами культурного и природного наследия Сибирского федерального округа РФ. Это музей истории и культуры Уймонской долины, расположенный в типичном доме крестьянина-старообрядца XIX века, в котором воссоздана характерная обстановка внутреннего убранства. А также дом-музей Н.К. Рериха, реконструированный в доме старообрядца В.С. Атаманова, у которого останавливался художник в своем путешествии по Горному Алтаю.
29 июля в Усть-Коксе над Народной библиотекой имени Е.И.Рерих участники мероприятий торжественно подняли Знамя Мира – «Красный крест Культуры», символизирующий ее защиту. Право поднять Знамя, подаренное МЦР, было предоставлено директору библиотеки Л.К. Калошину, создавшему стотысячный книжный фонд, и ее лучшим читателям – детям. Далее, несмотря на дождь, участники конференции отправились на обзорную экскурсию по Уймонской долине. Побывали в музее алтайской культуры в селе Чендек, где осмотрели два аила, познакомились с особенностями быта и народного искусства алтайцев.
Посетили в селе Баштала музей «Дом Солнца» и экспозицию художницы Лилии Александровны Педак, создающей замечательные необычные картины на шелке с плетением льняными нитями на темы природы, жизни человека, космоса, философских мировоззрений.
30 июля можно было принять участие в различных мастер-классах народного творчества мастеров Уймонской долины. Каждый мог сделать традиционную тряпочную куклу, освоить плетение или роспись, научиться играть на окарине, создать мандалу. Осмотрев здесь в селе Верх-Уймон краеведческий музей, посетители могли познакомиться в нем с историей этих мест от заселения до современности.
Тот, кто побывал в лавке камнерезов, узнал новое направление декоративно-прикладного искусства, зародившееся в Верх-Уймоне и названное «уймонская роспись». В нем декоративные панно, тарелки, шкатулки делаются из алтайского кедра с инкрустацией камней-самоцветов и росписью красками. В самобытных работах претворяются мифологические сюжеты народов, населявших Горный Алтай: скифов, тюрков, алтайцев, славян. Среди национальных орнаментов – и древний «звериный стиль», и мотивы наскальных рисунков.
Неизгладимое впечатление произвела и выставка местных художников «Приношение Сергию», посвященная 700-летию преподобного Сергия Радонежского, великого строителя русской духовной культуры. Центральные работы выставки – пятиптих Афанасия Ивановича Гелича «Чаша Сергия» и его же картины «Новая Россия», «Время собирать камни». Духовное содержание его живописи включает символы голубя, воина, колонны, Солнца, лотоса, как символов основных действий человека, осознающего идеи единения, соизмеримости, небесной иерархии, возрождения. Утонченностью подкупают картины С.И. Матафоновой «Триединство», «Встреча двух миров», «Хозяйка горы», космичностью мировоззрения – работы Н.П. Астаниной «Знамение на небесах», А.Соболева «Пути неведомых дорог».
Вечером в Верх-Уймонском Доме Культуры всех увлекла концертно-игровая программа ансамбля «Сиберия». Фольклорный ансамбль старообрядцев из села Тихонькая зажигательно исполнил множество хороводных и плясовых песен, частушек. В старинные игры и парные фигурные танцы включились и зрители.
31 июля в Усть-Коксе концертом классической музыки и поэзии конференция завершилась. Музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, С.В. Рахманинова, стихи С.А. Есенина, Т.И. Чечиной, местных поэтов и музыкантов звучали в исполнении молодых и опытных мастеров. Незабываемое впечатление оставили стихи поэта и художницы Светланы Матафоновой, исполнение классических и собственных сочинений гитаристом, композитором и поэтом Александром Михайловичем Бреховым, поэтессой Надеждой Ивановной Ленской, создавшей проникновенную, устремленную к высотам Духа литературно-музыкальную композицию. Особо отмечу Светлану Степановну Овсянникову, которая проявила себя как тонкий музыкант, концертмейстер, воспитатель молодых талантов, духовный вдохновитель и организатор концерта и многих мероприятий конференции, являющуюся председателем МОО «Центр Культуры «Беловодье» и заместителем председателя оргкомитета. Нельзя не сказать и о важной роли научного координатора оргкомитета конференции – о Римме Арнольдовне Кушнерик, чей профессионализм, деловые качества и глубокая заинтересованным в общем деле способствовали его успеху.
В целом работа конференции выявила основные тенденции и направления изучаемой проблематики, главным ее результатом стало взаимное обогащение опытом. Предоставленная возможность для ученых разных российских регионов обсудить темы эволюции цивилизационных процессов, развития потенциала культуры Алтая и России, радость общения с исследователями, с природой, искусством, традициями прекрасного края – все это сделало конференцию интересной, востребованной и незабываемой.
Вспоминая прошедшую конференцию, вспоминаешь и стихи Наталии Дмитриевны Спириной, замечательной поэтессы и известного рериховеда:
Алтай, несомненно, пробуждает свой дух, свои силы и множит их, поддерживая и развивая Культуру. И весомый вклад в культурное созидание вносит интеллигенция Усть-Коксинского района.
Дополнительные материалы:
http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=3194
http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=3198
http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=3195