Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

 Международная научно-практическая конференция
«Природное и культурное наследие»

20-23 сентября 2012 года в Санкт-Петербурге, в Российском Государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена прошла международная научно-практическая конференция  «Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие», организаторами которой выступили: Российский Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, факультет географии; Русское Географическое Общество; Санкт-Петербургский Государственный Университет; Дом ученых им.М.Горького РАН. В работе оргкомитета также участвовали сотрудники СПб отделения Международной Лиги защиты Культуры.

При подготовке этой конференции ставилась задача воплотить идею всестороннего анализа проблемы сохранения традиционной культуры в условиях динамичного развития и прессинга городской цивилизации, стоящей на пороге социального, экономического и экологического кризиса. Инициатива широкого обсуждения и объединяющая роль в научном поиске решений этих проблем принадлежит сравнительно молодой отрасли междисциплинарного научного знания – культурной географии (геокультурологии). По результатам конференции вышел сборник материалов по всем направлениям работы конференции, в котором отражается мнение по частным и общим вопросам представителей как гуманитарных, так и естественных наук. Материалы сборника[1] могут быть интересны педагогам, преподавателям высших и средних учебных заведений, широкому кругу специалистов в области географии, истории, археологии, этнографии, культурологии, социологии, туризма, а также студентам и аспирантам вузов.

Ниже прилагается два кратких обзора этой конференции – члена оргкомитета, руководителя секции «Культура и просвещение», члена редколлегии нашего журнала, профессора Г.П. Овсянкиной и участника конференции, гостя из Москвы, профессора Э.В. Барковой, которые поделились своими впечатлениями с читателями нашего журнала.


 Овсянкина Г.П.

 ЕДИНСТВО ПРИРОДЫ И КУЛЬТУРЫ – САМОЕ ЦЕННОЕ НАСЛЕДИЕ

«Природное и культурное наследие…» – под таким красивым, многозначащим названием в Российском государственном педагогическим университетом им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) прошла международная научно-практическая конференция. Столь представительный форум, собравший около ста участников из разных регионов России, Финляндии, Украины, Грузии, КНР и других стран, состоялся под эгидой факультета географии, Русского географического общества, Санкт-Петербургского государственного университета и Дома ученых им. М. Горького РАН. Но основной вклад в его организацию внес факультет географии в лице доцента А.Н. Параниной, профессоров Ал.А. Григорьева и Д.В. Севастьянова.

Сегодня несть числа конференциям разного статуса. Однако тему наследия, причем, в самом широком природно-культурном контексте, можно без преувеличения отнести к одной из самых злободневных. В ней сфокусированы и вопросы отношения к окружающей среде – природным ландшафтам и к архитектуре, к музейному делу и воспитанию и образованию, фольклору и высокому классическому искусству. И в каждой из этих тем – свои наболевшие вопросы. Тем более, что организаторы конференции нашли необычный, актуальный ракурс, нацеленный на межпредметное сотрудничество. Поэтому на форуме обменивались своими мыслями и идеями преподаватели университетов и общеобразовательных школ, географы и философы, музейные работники и музыковеды.

Уже открытие пленарного заседания, проходившего в дискуссионном клубе университета, задало проблемный тон. Выступления профессоров Д.В. Севастьянова и Ал.А. Григорьева сразу привлекли к себе внимание важнейшим вопросом культурной географии России. Выяснилось, что такие жемчужины севера как о. Валаам и Кижи находятся в плачевном состоянии, требуют незамедлительных финансовых вложений в их реставрацию и поддержку, иначе уже в недалеком будущем общество может потерять их.

В докладе доцента РГПУ им. А.И. Герцена А.Б. Афанасьевой поднимался не менее значимый для наших дней вопрос об этнокультурном образовании детей. Большой интерес вызвало сообщение гостей из Архангельска Я.М. Премининой и А.В. Хвостовой об организации архангельского музея деревянного зодчества и народного искусства под открытым небом «Малые Карелы», в неразрывной связи включающим ландшафтные, архитектурные и экономические составляющие. О целостном взаимодействии человека и Космоса в контексте древнеиндийской философии говорилось в докладе профессора из Москвы Э.В. Барковой.

Необычайно разнообразен был спектр вопросов, которые обсуждались на двух секционных заседаниях конференции. Секция № 1, проходившая на факультете географии, включала обсуждение вопросов, каждый из которых может стать темой отдельной конференции. Это – памятники наследия и культурной географии, ритмы в природе и в жизни человека, адаптация к социокультурной среде, геокультурное пространство, закон ноосферного взаимодействия, туризм и наследие и многое другое. Сконцентрировавшись в одном дискуссионном пространстве, эти темы как бы продемонстрировали свою неразрывность друг от друга.

Не менее разнообразной и статусной по проблематике оказалась секция № 2 – «Культура и просвещение». Особенно широкий тематический спектр был связан с музыкой. В частности большой резонанс вызвало сообщение профессора Л.П. Казанцевой из Астрахани о классическом музыкальном наследии и шоу-бизнесе, буквально захватившем культурную жизнь современного человека. Гостья из Финляндии С. Тойвакка рассказала о своих изысканиях, посвященных жизни и творчеству финской примадонны Альмы Фострём, сообщение автора этих строк посвящалось камерно-вокальному творчеству петербургского композитора Германа Окунева – практически неизвестной странице отечественного музыкального искусства.

Отрадно было отметить, что в секции выступало много молодежи, в основном аспирантов из РГПУ им. А.И. Герцена. Каждый из молодых людей поделился своими творческими находками, открывая новое пространство культуры. Г.В. Комаровских рассказал о фонографическом наследии выдающегося пианиста прошлого Владимира Владимировича Софроницкого, Е.А. Толстая – об охранительных тенденциях в фортепианной музыке для детей Дмитрия Алексеевича Толстого, С.В. Матвеева – о роли национального архетипа в творчестве Николая Андреевича Римского-Корсакова и Яна Сибелиуса и т. д.

Столь же значимы были и выступления, связанные с организацией культурного образования детей разных возрастных групп. О своем педагогическом опыте, об авторской методике по работе с дошкольниками говорила преподаватель РГПУ им. А.И. Герцена Л.Н. Карпий. Интересными авторскими проектами по приобщению школьников к всемирному культурному наследию, о трудностях их осуществления и о перспективах поделился гость из г. Антрацита (Украина) С.А. Красин. Его тема была продолжена в раскрытии своего опыта в сфере музейной педагогики на примере родного Петербурга в выступлениях учителей школы №463 Л.С. Богомаз и С.В. Лосевой. Главное, что это были учителя-практики, осмысливающие и обобщающие то, чему они посвятили годы напряженного педагогического труда.

Нельзя обойти вниманием и выступления, обращенные к краеведению – этой неизменной составляющей культурного воспитания. В частности, доклад профессора Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина Т.П. Самсоновой посвящался теме исторических памятников архитектуры г. Выборга.

Украшением многих выступлений были мультимедийные презентации. Они придавали сообщениям документальную достоверность и художественную привлекательность. Главное, что все направления – педагогическое, музыковедческое, краеведческое, искусствоведческое служили одному – воспитанию любви к культуре, без которой невозможно сохранение ее наследия. Иначе – будущее невозможно.

Овсянкина Галина Петровна,

доктор искусствоведения, профессор кафедры

музыкального воспитания и образования Российского

государственного университета им. А.И. Герцена,

 Санкт-Петербург

*     *     *

 Баркова Э.В.

 ОТКЛИК НА МЕЖДУНАРОДНУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ

 «Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие»

В отличие от привычного многоговорения как совокупности монологов на конференциях, которыми традиционно так богата осень, проведенная 20 сентября 2012 года в Санкт-Петербургском педагогическом университете, конференция состоялась в качестве Дела, конструктивной информационно-плотной, нормально-серьезной работы. Все ее участники, несомненно, были озадачены содержанием ключевой проблемы – наследия, стремлением найти единомышленников и желанием рассказать о своем опыте ее практического или теоретического решения

Первое, на что считаю необходимым обратить внимание, это профессионализм в предварительной работе Оргкомитета и тех его руководителей, кто сумел концептуально перспективно и точно обозначить тему – Природное и Культурное наследие в их единстве. Уже это, объединившее усилия ученых географов, педагогов, музыковедов, литературоведов, культурологов, позволило участникам получить исключительно интересную новую информацию, познакомиться с категориальным аппаратом, проблемами, направлениями поисков, которые идут в области сохранения и развития наследия в различных прикладных и фундаментальных исследованиях. Это стало основой обсуждения междисциплинарных возможностей, пересечений и методологических стратегий изучения природного и культурного наследия как целостного предмета научного знания.

Уже два первых Пленарных доклада, сделанные проф. Д.В.Севастьяновым и проф. Ал.А.Григорьевым, не были ограничены описанием драматизма положения с нашим наследием, но верно задали геокультурную перспективу и обозначили потенциал новых концептов и ценностного ядра – основы сакральной географии, в которой необходимо осмыслить и практически решать кричащие теоретические и практические проблемы. В дальнейшей работе в выступлениях многих участников конференции эта логика в контексте разных парадигм была наполнена богатым содержанием. Все это показало, что развитие этнокультурного образования в России, которому был посвящен доклад А.Б.Афанасьевой, имеет основания для того, чтобы стать инновационным направлением, восстанавливающим принципы преемственности и связи культур как на локальном, региональном, так и на планетарном уровне.

Исключительно методически важным шагом, как мне представляется, явилось и соединение практиков-педагогов с теоретиками в одних и тех же секциях. Взаимное обогащение опытом, предоставленная возможность для представителей разных российских регионов и стран задать вопросы, обсудить близкие темы, скорректировать свои подходы и их проекции на практику – все это сделало конференцию интересной и востребованной с точки зрения логики дела – продумывания и обсуждения путей сохранения нашего наследия. Думаю, многим участникам – особенно юным, которых – что отмечу с особой радостью – было немало, это позволило уточнить «точки роста» своих тем, в новом свете отрефлексировать сделанное, что-то конкретизировать или подумать о наиболее перспективных векторах своих исследований.

И последнее, но совсем не последнее по значимости – ибо любая конференция – это не только фрагмент работы, но и кусочек жизни – контекстом общения на этой конференции неожиданно стала радость общения с исследователями, работающими как в смежных, так и прежде казавшихся далекими научных областях. Не последнюю роль в этом сыграла живая заинтересованность члена оргкомитета и ученого секретаря конференции, но что важнее – оригинального и глубокого географа-философа А.Н. Параниной.

Убеждена, что у этого междисциплинарного начинания есть большой потенциал, а потому было бы правильно сделать такие встречи ежегодными. Именно в этой области – сохранения и развития культурного наследия и Культуры в целом – Россия имеет основания не встраиваться в догоняющие парадигмы мышления ХХ века, а стать пространством развития и зачинателем новых вызовов в контексте Возрождения XXI века.

Баркова Элеонора Владиленовна,

доктор философских наук, профессор кафедры философии

Российского государственного торгово-экономического университета,

Москва


[1] Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие: материалы междунар.науч.-практ. конференции, Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 20-23 сентября 2012 года / Отв. ред. С.И. Махов, В.Г. Мосин, Ал.А. Григорьев. – СПб.: Астерион, 2012. – 235 с.

 


Педагогика Культуры № 16 (2012)

Метки: Форумы, конференции, встречи

Печать E-mail

Просмотров: 1554