Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

 Изучение русского народного творчества на уроках русского языка

Раткевич Татьяна Александровна,

учитель русского языка,

ГОУ средняя общеобразовательная школа № 294,

Санкт-Петербург

Ratkevich1
На просторах России из века в век горят и согревают людей своим теплом уникальные очаги народного искусства, хранящие традиции древних культур. В народных промыслах, в песенном творчестве, в приметах языка и быта обитает душа наших предков. Живет она в самых разных видах искусства, выражает себя с помощью уникальных техник и технологий, в глине и дереве, ткацком волокне и металле…

Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшая их нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы.

Хохломская роспись по дереву возникла в Заволжье, в деревнях стоящих на реке Узоле, что впадает в Волгу. Как же создавалась хохломская посуда? Этой теме был посвящен урок русского языка, проводившийся в пятом классе школы № 294. Под впечатлением от увиденного и услышанного на уроке учащиеся создали свои работы, в которых изобразили любимую ими посуду в стиле хохломы, а затем ее описали.

Вот примеры детских работ, посвященные теме хохломы. Роман Корженевский подошел творчески к заданию и помимо описания предмета сочинил яркое по своему эмоциональному восприятию стихотворение:

«Волшебная ваза хохломского узора, рассыпались по твоим крутым бокам спелые ягоды малины, вьются замысловатые кудрины стебельков и листьев. Золотом горят лепестки сказочных цветов!

Расписали тебя руки мастера под русский квасок да парное молоко. А как хороша ты с веточками апрельской вербы, букетом летних ромашек и гроздьями сентябрьской рябины. Смотришь – любуешься на красоту твою дивную!

Ох, ты чудо-хохлома –

роспись самоцветная!

Без тебя, душа моя

и застолье бедное!

Златокудрая листва,

канты-стебелёчки,

Грозди яхонтом горят,

светятся цветочки!

Вот из сказки к нам летит

огненная птица –

Золотом перо блестит,

как не подивиться!

Есть рябинка, полон таз

ягоды – малины…

Очаровывает нас

промысел старинный!

Ох, ты, чудо-хохлома,

жаркая и красочная,

Кудревата, мудрена –

и такая сказочная!»

Корженевский Роман

 

По-другому тема хохломы звучит в работе Разиньковой Арины:

 

«Передо мной чудесная сахарница, но сахарница не простая, а хохломская. По ней рассыпаны красивые, алые спелые ягоды, которые так радуют глаз! Зеленые листья окружили их и полностью дополнили картину.

Рядом с сахарницей стоит солонка, которая тоже украшена ягодами, но совсем маленькими. Внутри виден золотой оттенок, яркий и блестящий».

 

Очарование ученических работ, увлеченность данной темой учащихся подвигло к созданию цикла из 6 уроков на тему «Русские художественные промыслы»:

«Золотая Хохлома»,

«Голубая Русь», посвященному творениям из гжели,

«Праздник цветов» (Жостово),

«Русь деревянная»,

«Игрушка Дымковской слободы»

и «Русь моя...», завершающий урок цикла, посвященный красоте русского языка.

 

На этих уроках ученики знакомятся с творчеством русского народа, изучают тему прилагательного, причастия, знакомятся с художественными средствами языка, делают свои первые шаги в написании творческих работ.

Ratkevich2

На фото: Т.А. Раткевич и дети на площади Искусств в Санкт-Петербурге.

 


Педагогика Культуры № 16 (2012)

Метки: Рубрика: Освоение детьми народной культуры, Раткевич Т.А.

Печать E-mail

Просмотров: 2320