Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Полина Юферева

журналист, педагог по творческому развитию детей

Музейная реформация, или Растем вместе с музеем

 

С 31 октября по 23 ноября 2014 г. в Санкт-Петербурге прошел традиционный фестиваль «Детские дни в Петербурге».

Что интересно отметить?

С каждым годом растет масштаб и социокультурная значимость фестиваля.

Автору проекта Дарье Агаповой и ее команде удалось существенно расширить географию музейных пространств-участников, привлечь к разработке культурологов, музееведов и художников из разных регионов. В 2014 году 33 музея стали площадками, на которых разворачивались события юбилейной программы фестиваля. А любители городского квеста в возрасте от 5 до 95 лет получили возможность из огромного разнообразия вариантов выбрать свой маршрут и удобное время участия.

Что важно?

В рамках фестиваля проводился II Всероссийский профессиональный форум, на котором обсуждались актуальные вопросы, связанные с развитием музейных технологий для детско-семейной аудитории.

Что полезно учитывать в своей деятельности учителю, воспитателю и преподавателю?

Четко обозначилась необходимость развития базового навыка внимательного всматривания в объект у детей дошкольного и школьного возрастов. Как воспитать этот навык в эпоху информационного общества, когда мелькающие образы и знаки приводят к постепенной атрофии внимания? Своими наработками поделилась эксперт форума, заведующая кафедрой культурологического образования СПб академии постдипломного педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор Л.М. Ванюшкина. Составитель многих учебников, преподаватель со стажем, в своей методике «Образ и мысль в начальной школе» она предложила использовать простой, но эффективный вопросник для работы ребенка с изображением:

1. Что вы видите на картине?

2. Что происходит на картине?

3. Что вы видите такого, что позволило вам говорить это?

Концентрируясь на деталях, ребенок постепенно и ненавязчиво приходит к обобщениям сам. Именно самостоятельно сделанный вывод ценен – он зажигает в большом человеке любопытного исследователя, в то время как красивые, но навязанные «сверху» установки о прекрасном рождают в формирующейся личности чувство отчужденности и даже неполноценности, невольно отбивая интерес к происходящему.

Что актуально? Новое поколение – новые запросы.

▪ Растет социальная активность населения.

Все чаще посетителями музея становятся молодые мамочки с грудными детьми: «Мы хотим воспитывать детей, но не выпадать из жизни».

▪ В музей с папой!

Прежняя позиция родителей апатично «сдавать» детей в музей под крылышко экскурсоводов меняется в сторону совместного творческого процесса. «Это так здорово наблюдать, как растет мой ребенок в музее, и радоваться вместе с ним его открытиям» – делятся с экскурсоводами некоторые родители.

Каковы тенденции?

▪ Меняется роль школы и музея в обществе.

Многие проблемы развития музея как структуры схожи с теми, что стоят перед школой в связи с перестройкой на ФГОСы (федеративные государственные образовательные стандарты второго поколения).

В ходе проведения реформы образования растет объем воспитательной работы, возложенной на школьные кадры. В это же самое время музей стоит перед фактом необходимости корректировки традиционного подхода работы. Иначе, страшнее страшного – вакуум и изоляция. Поясним: три своих главных вопроса – «что? как? и где выставлять?» – музей теперь должен решать не «сверху», исходя только из фондовых возможностей и устремлений создателей, как это было испокон веков. В организации своей экспозиционной и экскурсионной деятельности современному музею следует учитывать запросы извне: «А что, собственно, интересно посетителю, что его волнует?» И обыгрывать эти актуальные запросы на своем материале.

Сложностей на пути реформации музея представляется довольно много, причем с первого взгляда, в наиболее уязвленном положении находятся музеи небольшие, мемориальные и т.п. Однако, музей города N…, определяющий своей деятельностью культурное пространство и притягивающий инициативные группы, гораздо ближе к посетителю и может довольно гибко реагировать на социальную конъюнктуру.            

Что делать, как быть?

«Выход есть!», – уверяют уральские эксперты. Своим опытом представители регионов поделились в рамках открытых дискуссии и мастер-классов. Инсталляция при входе в музей, небольшая экспозиция, организация школы экскурсоводов для старших школьников или превращение типовой школы в арт-объект в скучном спальном районе мегаполиса – всё это примеры реализаций проектов «культуры участия».

Именно за этими проектами скрывается масса возможностей по развитию творческого потенциала посетителей, удовлетворению все более острой потребности человека быть значимым для общества, росту показателя посещаемости музея. Кроме того, к их достоинствам добавим формирование более устойчивых связей среди музейщиков и свободных художников. Реализация данных проектов не требует, как правило, серьезных финансовых затрат, ставка чаще делается на человеческий фактор и координацию участников. И, что важно, поиск новых форм диалога людей со степенями и без них должен восприниматься музеем как стабильная практика...

Для энтузиастов здесь непреодолимых преград нет, но у директоров музеев определенные сомнения всё же возникают: насколько далеко следует погружаться в эксперимент? «В этом и состоит принципиальная проблема», – констатирует Сергей Каменский, куратор нескольких проектов «культуры участия» на площадке Пермского государственного художественного музея, где школьники выступали соавторами и сотворцами экспозиций.

Есть и другие варианты интерактива! Лозунг «Музеи на улицы», ранее поддерживаемый только крупными столичными музеями, теперь активно взяли в оборот учреждения с менее масштабным бюджетом. Так эксперт Естественнонаучного музея г. Перми представила приложение – путеводитель для смартфонов. Его обладатель, передвигаясь по городу, может свободно получать информацию он-лайн о близлежащих интересных объектах, причем в виде остроумных комментариев, по сути приглашающих посетить их.

Можно и нужно идти в ногу со временем, обращаться к опыту коллег других стран, но еще интереснее найти свою изюминку. Петербургские музейщики, на наш взгляд, в этом смысле отличились. Удивительные «плоды со вкусом детства» вы найдете в детском пространстве «Фонтанного дома», не уйдете равнодушными из филиала музея Политической истории на Болотной (Детский музейный центр исторического воспитания) и приятно удивились бы ни на что не похожей интерактивной выставке «Остановка в пути. Занимательная археология», что работала при музее «Разночинный Петербург» (автор выставки художник Никита Сазонов) 

Подведем итоги.

Диалог участников форума, в целом, удался, награды обрели своих заслуженных обладателей и разъехались по городам России и зарубежья. Дети получили свою порцию удовольствия от новых открытий, а взрослые … удивились, что дети так быстро растут.

В преддверии III международного культурного форума, приуроченного к 250-летию Эрмитажа, посмотрим, что нового сообщат нам мэтры и чиновники… Но всё же главное, так или иначе, скажут дети, и пусть это будет: «Спасибо!»

 


Педагогика Культуры № 22 (2015)

Метки: Рубрика: Музейная педагогика, Юферева П.С.

Печать E-mail

Просмотров: 2786