Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

От редакции

Учредители и редакция журнала «Педагогика Культуры» при активном содействии единомышленников и авторов публикаций ставят перед собой задачу популяризации научных разработок и передового опыта по утверждению нового мировоззрения в жизни и в педагогическом процессе по совершенствованию человека, что является необходимым условием преодоления всех острых глобальных проблем человечества. 

В наше время наблюдается тесное переплетение этических, психологических, социологических, экономических, культурологических, юридических, педагогических понятий, что свидетельствует о необходимости переосмысления с новых методологических позиций представлений о ребенке, детстве, отрочестве, юности, о роли семьи, школы, государства в жизни растущего человека, смысла и назначения обучения, образования, воспитания, и в связи с этим – новой педагогической компетентности.

Согласно исследованиям социологов, из современных научных представлений о культуре уходят мотивы, придававшие им сопутствующие значения уникальности, творческого порыва, духовности. Необходимо возродить первоначальное значение Культуры, чтобы всецело использовать для людей духовный потенциал тех несметных культурных сокровищ, которые накоплены человечеством на протяжении веков.

Под словом «культура» принято понимать определённый уровень развития общества, способностей человека, а также совокупность достижений в различных областях человеческой деятельности. Однако, часто упускается из виду, что в самой своей сущности Культура – понятие возвышенное, содержащее в себе – этимологически – свет духовных начал, красоты (культ- почитание, ур – свет, огонь). Культура есть почитание света, творческого огня. Культура есть синтез Знания и Красоты – всего священного, познавательного и прекрасного.

Данный подход, принятый в Педагогике Культуры, берет начало в культурологической концепции всемирно известного деятеля культуры, художника и ученого Н.К. Рериха. Эта концепция, согласно научным выводам, представляет собой универсальную модель культуры, где человек предстает как носитель активного высокодуховного, творческого начала, движущего космическую эволюцию, и где центральное место занимает категория красоты, рассматриваемая с позиций космизма.

Знания, в основе которых заложены духовность и красота, – являются критерием Культуры. Правильное понимание Культуры – как принципа выживания, понимание значимости и охраны культурных ценностей, включающих в себя как материальные, в том числе природные, так и нематериальные, духовные ценности, такие как: идеи, нормы, теории, традиции, в которых заключается гуманистическое содержание, а также и человеческие качества, отражающие в единстве духовно-нравственную и волевую сферы личности – всё это лежит в основе Педагогики Культуры.

Педагогика Культуры – новое направление в педагогике, направленное на воспитание Человека культуры, изучающее значение и специфику организации культурной среды образовательного учреждения в общей воспитательной системе. Создать благоприятную среду, атмосферу, культурное пространство, которое должно окружать ребенка в период его становления как личности – значит, обеспечить подготовку для успешного решения сложнейшей проблемы отклоняющегося, девиантного поведения, которое сегодня, к сожалению, весьма распространено в обществе. Воспитывая Человека культуры (понятие, введенное академиком РАО Бондаревской Е.В.) – свободную, гуманную, духовную, творческую личность, способную к самоопределению в мире Культуры, общество подготавливает себе возможность существования безопасного будущего и формулирует тем самым цель, во имя которой и создается эта среда – Человек культуры.

Необходимо углубить знания о самой Культуре. Искусство, наука, философские, этические учения составляют основу Культуры и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга, что важно учитывать в педагогическом процессе. Когда логический аспект преобладает в ущерб историко-культурному и социокультурному, тогда нарушается древний принцип воспитания и образования: сначала – воспитание чувств, и только потом – воспитание ума.

Сегодня многие понимают, что этические основы должны быть заложены с самого раннего детства, т.к. техника и усовершенствованные технологии в руках безнравственных людей могут обратить прогресс в его противоположность.

Забота о воспитании открывает возможность правильному образованию. Необходимо учитывать, что одно образование ещё не восполнит воспитания. Нужно также принимать во внимание, что понятие «воспитание», подобно слову «восхождение», так же, как совершенствование и самосовершенствование – оно устремляет к вершинам: воспитание есть питание всем возвышенным и утончённым.

Как известно, особую роль в воспитании чувств и в целом в формировании культуры личности и общества играет искусство, которое отражает в эмоционально-образной форме различные виды социальной деятельности и развивает способность человека творчески преобразовывать окружающий мир и себя по принципу Красоты, что, по сути, является целью воспитания и самовоспитания личности.

Для того, чтобы ребенок, став взрослым, относился с уважением к Культуре, культурным ценностям и был готов проявить волю, чтобы защитить их, необходима актуализация моральных качеств, которые, по сути, имманентно, внутренне, присущи человеку. И если уважение к духовному, высшему началу и уважение к себе как носителю нравственных, духовных ценностей развито в нем с детства, то, сознавая свое достоинство, обладая волей, человек не позволит унижения этих достоинств и в других людях и не допустит неуважительного отношения к тому, что зовется культурным достоянием человечества – ценностям Искусства, Науки, Религии, которые являются основой духовного развития общества, его истинного прогресса и которые требуют защиты и заботы об их сохранности.

Так, поднимая этическую планку в процессе воспитания и самовоспитания, взращивая в юном поколении качества Человека Культуры, уделяя внимание формированию свойств характера, проявляющихся в синтезе волевых и нравственных качеств, способствуя при этом развитию достоинства личности, общество может рассчитывать на продвижение в решении самых сложных проблем человечества.

 

Все это позволяет говорить о том, что принципы этической и художественно-эстетической педагогики становятся исходными положениями новой парадигмы образования.

 

*   *   *

Учитывая особенности современного периода жизни общества, необходимо понимать, что к преобразованию жизни человечество может придти лишь через новое миропонимание, через осознание того, что общество находится на пороге качественного изменения мира.

Новое мировоззрение, которое созревает в обществе, утверждается как принцип Культуры, принцип рассмотрения всего происходящего на Земле в тесном единстве с космическими процессами. В Новый, грядущий мир со старыми знаниями не войти – нужны новые, более полные сведения о современном мире, а также переосмысление самих основ жизни.

Новая эпоха принесет, как завещано, великое сотрудничество во всей жизни, которое утвердится на основе истинного знания и терпимости, сослужения Общему благу.

Будущий, Новый мир создаст условия для развития мысли, пробудит сознание и вернет миру предназначенный облик Красоты. Обновление будет заключаться также в осознании человеческого достоинства, в суровом понимании долга и ответственности каждого перед человечеством, Природой и всем Космосом.

Всё это возможно лишь на основе единения и взаимоуважения среди людей и, в первую очередь, наиболее просвещенных умов и сердец, которые во многом помогут утвердить этот Новый мир, и чему также будет способствовать развитие движения Культуры.

 

Редакция общественного научно-просветительского журнала

«Педагогика Культуры»