Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Материалы по рубрикам

День Культуры - 2022 год

Каширин Денис,

5 класс Караяшниковской школы, Ольховатский р-н Воронежской обл.

Лауреат Фестиваля детской творческой мысли

среди школьников России и других стран

ко Дню Культуры 15 апреля 2022 года «Человек, будь человечнее!»

Рук.: Ковалева А.Н.

Мы в ответе…

Его глаза смотрят на меня с обожанием. Через минуту – ласково. Потом – с нежностью. Чувства меняются, их можно прочесть в черных влажных глазах. Мой замечательный друг. Мой товарищ в играх. Мой Тимоша. Сидит у двери и ждёт меня из школы. А когда увидит, весело бросается мне навстречу, заглядывая в глаза, как будто спрашивая: «Тебя сегодня никто не обидел в твоей школе?»

Мы просто обожаем друг друга. Ходим вместе везде: гулять по улице, на спортплощадку, в магазин. Когда затеваем игры (его любимые команды – «Апорт» или «Фас»), Тимоша радостно бросается выполнять мои команды. Его пушистый хвост ни на минуту не останавливается, он виляет им, показывая, как же он рад мне!

Мы вместе учим уроки. Да-да! Я пишу, а он тихо заглядывает мне в тетрадь через плечо, словно спрашивает: «Всё ли ты правильно делаешь? Ну-ка, проверь эту букву». Когда я заканчиваю с уроками, Тимоша это понимает и сразу весело бросается мне на грудь. Мы начинаем барахтаться, шумно играть, даже маме приходится нас успокаивать!

Когда же я ложусь спать, Тимоша приходит ко мне и ложится рядом. Я обнимаю его и чувствую, как бьётся его горячее, верное сердечко. Тимоша утыкается своим горячим носом мне в лицо, как будто говоря: «Я всегда рядом, ничего не бойся. Спи, я посторожу твой сон».

А утром начинается всё сначала. Я счастлив.

В тот день я, как всегда, торопился из школы домой… Как обычно, в школе было много всего интересного: на музыке я получил «5», мой друг Мишка угостил меня большим яблоком, потом вместе мы дергали Нику, которая сидела впереди, за косу… Еще мне на литературе понравились стихи Некрасова, я научился складывать дроби, суп в столовой был сегодня очень вкусный, на физкультуре я забросил в кольцо больше всех мячей…Да много всего веселого, полезного и интересного! Одно только огорчило: Колька Спицын (все зовут его просто – Спица) сильно толкнул меня при всех в спину, когда мы возвращались из столовой. Я споткнулся и чуть не упал. И все засмеялись. Я покраснел, отошел в сторону и ничего не ответил. А что я могу сделать? Этот Спица вон какой здоровенный! Он старше всех в классе, на второй год оставался. И дружки его такие же, та еще шпана. Им никто не указ. Все знают, что они ради смеха могут сделать что угодно. Особенно любят издеваться над теми, кто слабее: то у малышей конфеты или булочки отнимут, то побьют кого-то, то кошку поймают… Сколько раз, проходя мимо гаражей я слышал жалобное скуление и их хохот! Мне всегда страшно проходить это место. И я стараюсь побыстрее пройти мимо: кто их знает, что у них на уме. Вот такой этот Спица.

Когда я однажды рассказал об этом папе, он нахмурился и сказал, что нельзя быть трусом, а надо быть защитником слабых, объединяться и давать отпор. Ага, легко ему говорить! Он взрослый и сильный! А мне страшно, побьют еще.

Так и шел я, задумавшись, и незаметно подошел к гаражам. До дома оставалось 200 метров. Так и есть! Опять эта шайка кого-то мучает! За их громким смехом был слышен жалобный визг, потом долгое тягостное скуление, которое становилось все тише. Я ниже опустил голову, натянул на уши шапку, чтобы меньше слышать и прибавил шаг. Только бы меня не заметили!

Почти бегом, запыхавшись, я влетел в квартиру. Ура! Неприятные моменты позади. Впереди – только я и Тимошка! Он уже наверняка ждет – не дождется!

– Тимоша! – весело зову я его.

В ответ тишина. И только мама вышла из кухни:

– А Тимошу взял на прогулку твой одноклассник Коля Спицын. Он сказал, что ты велел ему взять щенка и идти тебе навстречу.

У меня подкосились ноги, и я медленно осел на пол…

 

Жукова Елизавета,

6-Г класс ОГАОУ «Шуховский лицей» г. Белгород.

Лауреат Фестиваля детской творческой мысли

среди школьников России и других стран

ко Дню Культуры 15 апреля 2022 года «Человек, будь человечнее!»

Рук.: Калмыкова О.А.

«Город ангелов»

Это был обычный Новогодний вечер. Вернее, для Маши этот вечер ничем не отличался от любого другого зимнего вечера: она опять сидела, закрывшись в своей комнате за компьютером, и увлеченно играла в новую игру. В ее душе не было ощущения приближающегося чуда и ожидания волшебного праздника, трепета и волнения. Скорее, эта суета домашних на кухне вызывала в ней раздражение, так как приходилось отрываться от компьютера и онлайн-друзей и идти помогать своим близким. Говоря откровенно, ей было гораздо интереснее провести этот вечер в своей комнате за монитором, чем сидеть с семьей за накрытым столом и слушать Новогоднее поздравление президента. Ей было скучно. Скучно с родителями, которые, как ей казалось, жили в своем взрослом мире и не понимали ее, скучно с младшим братом, который самозабвенно любил свою старшую сестру и поэтому по-детски, неумело требовал от нее внимания. Ей казалось, что дома, в семье, она играет какую-то роль в меру послушной дочери, в то время, как ее основная жизнь проходила в Сети.

Стрелки часов показывали, что до главного праздника оставалось 10 минут, но девочку это не особенно волновало. Дверь комнаты приоткрылась, и на пороге появилась мама Маши в красивом красном платье, которое ей безумно шло, в новогоднем колпаке, на ее шее сверкала золотистая мишура. Она осторожно подошла к столу, за которым сидела дочь, и ласково, с какими-то даже заискивающими нотками в голосе, сказала: «Машенька, скоро уже Новый год, все готово, пойдем за стол, прошу, посиди с нами …» Но та рассеянно ответила: «Нет, мам, я попозже, сама». Затем, спохватившись, она на секунду отвлеклась от монитора, мельком взглянула на растерянную маму и добавила: «Будете дарить подарки, позовите». «Машенька, ну хоть один праздник с нами проведи!» – умоляющим тоном проговорила мама. В ответ была тишина: девочка поправила наушники и снова ушла в игру. Мама грустно вздохнула, подошла к девочке. Рука потянулась к макушке дочери. Этот непроизвольный жест, полный ласки и нежности, показывал потребность в общении с дочерью, ей так хотелось, как раньше, прижать ее к себе и, дурачась, щелкнуть по носу, но Маша отклонила голову. Мама вышла, тихонько притворив за собой дверь.

Новая игра оказалась настолько захватывающей и интересной, что Маша и не заметила, как прошел почти час. Дверь снова открылась, и в комнату вбежал ее младший брат Аркадий. Он прижимал к груди шапку, конец шарфа волочился за ним следом, глаза его светились. «Машка, пошли лепить снеговика! Там такой снег идет, крупный, настоящий, новогодний!» – радостно закричал он, дергая девочку за рукав свитера. Её холодное «Отстань» не удивило мальчика, он привык к равнодушию сестры, однако её ответ слегка приглушил радостный блеск в его глазах. Заглянул папа… Наконец, входная дверь захлопнулась, и в квартире стало тихо.

*  *  *  *  *

Игра захватывала Машу все больше: неожиданные повороты сюжета, новые функции, возможности, отличная компьютерная графика, создающая полное ощущение реальности происходящего. Маша мысленно поставила плюсик своему новому приятелю, организовавшему виртуальный доступ к игре. Он появился просто так, ниоткуда, просто написал ей и предложил: «Составь компанию в поисках смысла жизни в новой компьютерной игре «Город Ангелов». Маша тогда подумала, что с молодым человеком что-то не так: чрезмерно вежливый, грамотный, правильный какой-то, имя взял себе – ANGEL, однако любопытство, как всегда победило. И в игре он выбрал образ необычный – в белой одежде, с аккуратными небольшими крыльями за спиной, казалось, он летал по лабиринтам и легко преодолевал все препятствия, при необходимости помогая Маше, находясь всегда рядом с ней. Вот и сейчас он оказался возле закрытой двери, ведущей на следующий уровень, и махнул рукой, приглашая девочку за собой.

Дверь распахнулась. Первые секунды Маша не могла понять, что произошло – комната, куда они зашли, полностью дублировала ее комнату в реальной действительности. Такая же кровать с модной акулой на пледе, такая же картина над кроватью с задорными ромашками, за столом поблескивал экран её монитора, только входная дверь в виртуальную комнату выглядела необычно. Она была неплотно закрыта, и сквозь щели в разные стороны расходились лучи яркого света. Казалось, там, за дверью, включили небольшое солнце. А внизу струился клубами белый дым. Картинка на экране была настолько реальной и настоящей, что Маша испуганно оглянулась на свою дверь и вскрикнула… Те же яркие световые лучи и клубящийся дым. Девочка на секунду замерла, сердце ее испуганно билось. Ей внезапно захотелось, как детстве, позвать на помощь свою маму, спрятаться за ее спиной. Но, увы, Маша дома была одна.

«А вдруг там пожар?» – пролетела в ее голове мысль, заставившая ее, забыв о страхе, двинуться в сторону источника света. Она взялась за ручку двери, чуть помедлила, затем рывком распахнула дверь и шагнула вперед. Там ничего не было. Точнее, не было длинного коридора с фотографиями и детскими рисунками на стенах. Не было привычной пушистой ковровой дорожки и ажурных светильников. Был лишь яркий свет и белый дым. Маша растерянно замерла, не зная, как поступить, и вздрогнула, услышав за спиной стук закрывшейся двери. Она испуганно развернулась. Но возвращаться было уже некуда. За ее спиной оказался лишь белый дым. И чуть поодаль в белой одежде с небольшими крыльями за спиной стоял её новый виртуальный друг. Он махнул рукой, приглашая идти за собой, и девочка, доверившись ему, направилась в его сторону. «Куда мы идем?» – растерянно спросила она. А ее виртуальный друг, оглянувшись через плечо, ответил с улыбкой: «Нас ждет Город Ангелов!»

*  *  *  *  *

Место, где они оказались, было необычным и непривычным. Вокруг было много света, хотя его источника не было видно, цвели красивые незнакомые цветы, рядами стояли аккуратные, словно пряничные домики. Она обратила внимание, что у людей необыкновенно добрые и ласковые глаза, излучающие заботу и нежность, небольшие аккуратные крылья у каждого из них за спиной. Катя – девочка, к которой ANGEL привел Машу в гости, тоже поразила ее своим спокойствием, добротой и какой-то светлой мудростью. Маша ходила по дому Кати и удивлялась тому, что там было. А восхититься было чему! Огромный телевизор занимал практически половину комнаты на первом этаже. На полках и столиках располагались множество компьютерных приставок, наушников, очки виртуальной реальности, диски с играми, геймпады и рули – в общем, там было все то, что для Маши казалось пределом мечтаний.

«Вот тебе повезло-то. Любая игра, самая новая, любой геймерский товар ты получаешь, стоит лишь захотеть! Мне бы так!» – завистливо проговорила Маша, осматривая очередную игрушку.

Катя лишь грустно улыбнулась в ответ: «Ты просто пока не знаешь главной ценности в жизни. Хочешь – поменяемся с тобой? На время? Я вернусь в твой мир в твоем облике, а ты останешься здесь, рядом с теми вещами, о каких так мечтала?»

У Маши от радости перехватило дыхание. Остаться здесь, рядом с самими современными играми и нереальными виртуальными возможностями! Вот оно – безлимитное счастье! «Конечно, я согласна!» – радостно закивала головой она.

Катя снова улыбнулась и показала на небольшой монитор в углу комнаты. «Там, если захочешь, ты можешь наблюдать за мной, как я живу в твоём мире. Я вернусь, когда придет время. А теперь ты здесь хозяйка», – добавила она, и медленно растаяла, превратившись в легкое облако белого дыма. Но Маша этого уже не видела. Она с жадностью смотрела на богатство и ушла в такой захватывающий виртуальный мир.

*  *  *  *  *

Время в городе Ангелов текло незаметно. Здесь не было смены дня и ночи, смены времен года, за окном всегда был свет, яркий и какой-то мягкий, не режущий глаз. Никто не мешал, не приставал со своим общением, все вокруг дышало спокойствием и благодатью. Маша не знала, сколько времени она уже жила в этом новом мире. Первое время она не отходила от экрана компьютера, осваивая все новые игры. Про себя она радовалась, что никто не отвлекает от монитора, не заставляет учить уроки, не просит почитать книгу. Она делала все, что хотела и желала ее душа. Все программы легко устанавливались, все её желания по новым играм сами по себе исполнялись. Это было так здорово и интересно!

Как-то она включила камеру в мир, где теперь вместо неё жила Катя. Маша обратила внимание на счастливые глаза своей мамы. Катя (в образе Маши) и мама сидели вместе на кухне, лепили вареники, увлеченно обсуждали что-то и смеялись. В этот момент Маша впервые почувствовала укол ревности в своем сердце, но, увлёкшись новой игрушкой, забыла об этом. В другой раз она наблюдала, как её семья весело играла в снежки. Папа, ее младший брат, мама и Катя. Все ВМЕСТЕ! Они задорно смеялись, весело валялись в снегу, как дети, а потом счастливые, взявшись за руки, шли домой.

Глядя на своих близких, таких родных, Маша загрустила. Она вдруг стала замечать, что виртуальный мир теряет свою притягательность, новые современные компьютерные игрушки, такие ранее желанные, но недоступные, теперь начинали вызывать в ней скуку и раздражение. Она ощутила, что ей гораздо интереснее стало наблюдать за тем, как течет жизнь в ее реальном мире. Вот Катя строит с Аркадием башню из кубиков, вот она читает мальчику книгу, целует его в макушку, а тот поднимает на нее свои наивные глаза, обнимает девочку за шею и что-то шепчет на ей ухо… Вот они всей семьей играют в фанты, оказывается, папа так смешно умеет изображать курицу, а мама умеет прыгать, как теннисный мячик… Вот Катя с мамой вместе выбирают что-то в магазине косметики, советуются и смеются…

Маша вдруг поняла, что с Катей семья счастлива. Эта девочка дала её родным тепло, внимание и любовь. А она, Маша, просто променяла своих самых близких людей на эти новомодные игры. Это понимание вызвало в душе девочки такую боль и тоску, что она горько заплакала.

«Как бы я хотела снова обнять родных, вернуться к ним, все исправить, – шептала девочка, вытирая слезы. – Не нужны мне эти игры, этот компьютер, я хочу домой, хочу к маме!» Маша заревела в голос… Она не сразу услышала за спиной шум крыльев. Сердце ее прыгнуло от радости, когда она увидела Катю.

«Время пришло, и я вернулась! Теперь ты знаешь, что является самым главным в твоей жизни! – с нежностью сказала девочка. – Никогда не забывай, что ты Человек! Знай: только Любовь, Доброта, Поддержка близких и друзей, Милосердие и Человечность принесут в твою жизнь радость и благополучие».

На мгновенье все вокруг Маши закружилось и затянуло клубами белого дыма. Но он быстро рассеялся, и девочка с радостью поняла, что находится в своей родной комнате, за своим компьютером, в своем реальном мире.

*  *  *  *  *

Снеговик был почти готов, ему не хватало глаз и смешного морковного носа, когда дверь подъезда распахнулась и к Аркадию подбежала счастливая Маша. Она протянула ему морковь и засмеялась: «Ну что, братишка, заканчивай папу-снеговика, начинаем дружно лепить ему семью! Что ж это за Новый Год-то у него будет в одиночестве!»

 

Изотова Алиса,

7-Б класс гимназии № 227, Санкт-Петербург.

Лауреат Фестиваля детской творческой мысли

среди школьников России и других стран

ко Дню Культуры 15 апреля 2022 года «Человек, будь человечнее!»

Рук.: Кочергина Е.В.

 

Предисловие

Недавно меня очень заинтересовала тема глухонемых и языка жестов. На каком языке говорят внутри себя глухие с рождения? О чём они думают? Как объяснить им музыку? Какова их жизнь? Могут ли люди, лишённые слуха, полноценно общаться со слышащими людьми? Это и вдохновило меня на такой рассказ.

Знакомство

– Ха-ха, да хватит тебе! Ты что, серьёзно?

– Представляешь?

«Они смеются. Но я их не слышу. Я не слышу вообще ничего. С рождения мир звуков для меня закрыт. Словно кто-то захлопнул дверь туда прямо перед моим носом».

– Извините! – небольшого роста девушка улыбнулась мне. – Этот автобус идёт до центра?

Я кивнул. Девушка начала что-то быстро говорить, и я не мог разобрать по её губам, что она хотела сказать.

«Ох, она не заметила мой слуховой аппарат», – я указал на своё ухо.

– Как неловко! Прости, – она ненадолго задумалась. – Ты читаешь по губам? – она с интересом наклонила голову набок.

Я снова кивнул. Да, глухонемые быстро этому учатся.

– Тогда я буду говорить медленнее. Подскажи, пожалуйста, ты не знаешь, где находится университет? – она чётко разделяла слова, чтобы мне было проще.

Я указал рукой нужное направление.

«Кажется, она не поняла. Хм… Точно!» – я вынул из кармана блокнот и ручку.

– Я сам учусь в этом университете. И мне как раз по пути! Проводить?

Девушка пыталась разобрать мой неловкий почерк.

– Конечно! Только если тебе не сложно, – она с благодарностью взглянула на меня. – Кстати, меня зовут Людмила, а тебя?

Я снова начал писать:

– Евгений!

– Очень приятно! – она снова улыбнулась.

– Нет, мне явно стоит заняться каллиграфией.

Мы шли по небольшой улице. Кругом всё было белое, весь город словно мягко укутался в пушистый снежок. Снежинки кружили в воздухе, плавно опускаясь на землю. Все люди спешили, сталкивались и извинялись, смеялись. Витрины магазинов были украшены к Новому году, вывески ярко светились, зазывая гостей.

Людмила всё время смотрела по сторонам и ловила снежинки. Её рыжие волосы забавно торчали из-под шапочки, а ярко-зелёные глаза пытались уследить за всем вокруг. Улыбка ни на секунду не покидала её. Мне было так хорошо идти рядом с этой милой девушкой, у меня было ощущение, что мы давно-давно знакомы и нет никаких препятствий между нами. Невольно я сам стал улыбаться. Наверное, это выглядело странно, потому что, обернувшись и посмотрев на меня, она засмеялась.

Я достал телефон. Не очень удобно на весу писать в блокноте, поэтому заметки – лучший вариант.

– Почти пришли.

Людмила удовлетворённо кивнула. Вскоре мы подошли к большому красивому зданию. Я как-то по-другому, не так, как всегда, посмотрел на него. Оно было великолепно: массивные колоны, огромные деревянные двери и скульптуры на крыше украшали его. В другое время года университет выглядел немного пугающе, но зимой смотрелся по-домашнему уютно, так как на него ровным слоем ложился снег, превращая величественное здание в терем.

– Ух ты! – она замерла, с интересом рассматривая здание. Затем Людмила повернулась ко мне:

– И я буду здесь учиться! Класс! – её детский и искренний восторг заставили меня улыбнуться.

– Сейчас я отнесу в приёмную комиссию документы, а на следующей неделе уже буду сдавать экзамены. Спасибо огромное, ты очень мне помог. Надеюсь, ещё увидимся, – она улыбнулась, помахала мне и пошла к входу.

Я посмотрел ей вслед. Её небольшая фигурка забавно семенила по сугробам. Несколько минут общения с этой девушкой превратили моё обособленное существование в полноценную жизнь. Вздохнув, я пошёл к дому. Он был совсем недалеко, но эта прогулка казалась мне вечностью. Снег, наверное, хрустел под моими ногами. Жаль, но я знал этот чудесный звук лишь по книгам.

 

Анирова Элина,

8-А класс гимназии № 205, Санкт-Петербург.

Лауреат Фестиваля детской творческой мысли

среди школьников России и других стран

ко Дню Культуры 15 апреля 2022 года

«Человек, будь человечнее!»

Рук.: Майорова С.C.

Дым в облаках

– Дядь, есть сигарета? 

Необъятность синих глаз, вмещавшая в себя все оттенки голубого неба, начиная с темноватых туч во время неспокойной грозы и заканчивая обманчивой голубизной на просторе небосвода перед бурей, смотревших все еще с детской наивностью, но с каким-то уже железным блеском, отражавшим всю жестокость, что им довелось увидеть за столь короткий срок жизни, поражала любого человека, встретившегося на пути. Но их внешняя красота привлекала лишь на малый промежуток времени, а затем они вновь становились самыми обычными глазами среди сотни таких же.

– Мальчик, иди отсюда, – шикнул грубоватый, прокуренный голос, принадлежавший мужчине средних лет, чей взгляд был полон отталкивающегося презрения и холода, которые были направлены на любое живое существо просто за то, что оно родилось, будь то дворовый голубь, рыскающий в поисках хлебных крошек по пустым промерзающим улицам, или мальчик малого возраста, отчаянно искавший способ утолить жажду внутри него, жажду, из-за которой он мучился уже несколько дней.

Сплюнув, мальчик развернулся и зашагал прочь. Его разбитая губа, раненная на одной из дворовых драк, где мальчишке пришлось отстаивать свою честь, (или же спасать свою гордость, это уже как кто решит) непрерывно ныла, напоминая о себе. Но он не жалел себя, не позволял боли затуманить рассудок, ведь улица научила его одному жестокому, но правдивому правилу – нытье – это удел слабых. Позволишь себе слабость, и улица растерзает тебя.

Мальчишка поправил клетчатую рубашку, которая была на несколько размеров больше, чем бы нужно было его худому телу, и обратился к полной женщине преклонного возраста, сидящей на скамье и с серьезнейшим видом (на который только могло позволить ей ее пухлое лицо) разглядывала улицы проезжих дорог:

– Сигарета есть?

В ответ он получил лишь молчание и полное отсутствие каких-либо признаков, что женщина его услышала. Было чувство, что она не желала признавать его существования.

Когда мальчишка так и остался в немом ожидании стоять возле нее, дожидаясь ответа, женщина встала и, поджав недовольно губы, ушла, так и не взглянув на него. Словно мальчишки и не существовало.

Но он привык к равнодушию. Он привык к тому, что его либо не замечали, либо смотрители с пустотой во взгляде.

Детское сердце, ранее наполненное мечтаниями и грезами о свободе и благодушием со стороны людей, с горячностью и юношеской уверенностью упивалось желанием показать себя миру, стать достойным похвалы и внимания, сейчас не терзалось напрасными надеждами по несбыточному будущему. Оно продолжало биться, но уже ни с такой пылкостью как раньше. Словно смирившись, мальчишка перестал думать о том, чего уже никогда не будет, возможно, в его жизни, и уповать на людей и их добросердечность в этой ситуации было бессмысленно.

Мальчишка прошел чуть дальше по улице, толкая камни по проезжей дороге, абсолютно не задумываясь о том, может ли он кому-то помешать или нарушить тишину и спокойствие здешнего места. Солнце было в зените, а потому многие люди приняли решение запереться в своих квартирах и спрятаться от его настырных лучей за плотными шторами, словно опасаясь взглянуть им навстречу. Улица пустовала, и даже постоянно дымящие выхлопными газами машины куда-то подевались, рыча своими моторами, как большие железные собаки. Несколько птиц с опаской опустились на землю, тоже смутившиеся внезапным затишьем, подобно происходящим перед бурей, или, как в нашем случае, перед появлением людей и их суетой, что сопровождает их повсюду.

Мальчишка задумчиво присмотрелся, силясь увидеть в тени дома силуэт, что, оперевшись на стену, выпускал в небо подозрительный дым, который поднимался высоко в небесную гладь и так же легко растворялся среди белоснежных облаков, вырисовывая в вышине причудливые фигуры.

Неуклюже переставляя ноги и щуря глаза от ослепляющего солнца, он пытался одновременно идти и смотреть на завитки дыма, что пускал в небо этот странный незнакомец. Лишь приблизившись к нему, мальчишка замер в нерешительности. Как начать диалог? Что сказать этому человеку, чтобы привлечь его внимание? А что еще важнее – наконец получить желанное?

Перед мальчиком стоял мужчина уже преклонного возраста, и скорее будет, правды ради сказать, старик с длинной седой бородой и морщинами на вытянутом лице. Пронзительный взгляд побелевших глаз смотрел задумчиво вдаль, думая о чем-то, что было известно лишь их владельцу. Терзали ли его муки о прошлом или противоречия о будущем? Или в его голове была лишь ничем незаполненная пустота, свойственная людям его возраста.

Мальчишка сделал шаг вперед.

– Такой тихий и солнечный сегодня день, – встав около старика, произнес мальчик.

Его собеседник, если позволите его так назвать, как-то загадочно улыбнулся, искоса глянув на него, и вновь закурил свою сигарету, устремив свой взор к небу. 

Мальчик сглотнул.

– Можно? – он указал пальцем на сигарету в руках старика.

Теперь ему удалось привлечь внимание странного человека. Серые глаза внимательно и открыто оглядели мальчишку, словно оценивая его и делая свои собственные выводы. Мальчику стало неуютно под этим оценивающим взглядом, и он начал переминаться с ноги на ногу, ожидая ответа или, скорее всего, вердикта.

Старик наконец перевел взгляд с ребенка на сигарету и, как-то тяжело вздохнув, кинул окурок себе под ноги.

Там, где упал остаток сигареты, ярко-сочная трава цвета свежей зелени покрылась серым обуглившимся налетом, словно высосав из растительности всю жизнь и отобрав у нее природную силу.

– И зачем тебе оно надо?.. – хриплым от старости лет, но с нотками чего-то знакомого и близкого сердцу голосом произнес старик. Его потрескавшиеся губы вытянулись в какой-то странной улыбке, обнажая кривоватые зубы, часть из которых были золотыми.

Мальчишка пожал плечами, приподняв брови и выпучив нижнюю губу. Он всегда так делал, когда хотел поскорее закончить разговор и перестать вызывать интерес к себе или к своим ответам. Он уже понял, что этот старик все равно не даст ему то, в чем он нуждается, так зачем продолжать вести этот бессмысленный диалог?

Мальчик хотел было уйти и уже сделал шаг, как старик схватил его за плечо, вынуждая остановиться. Его пронзительные глаза вновь впились в его лицо.

– Не думай, что я из жадности отказал, – кратко отрезал старик, и его лицо значительно посуровело, словно его оскорбила одна мысль об этом.

Мальчишка, выдернув руку, с вызовом глянул в ответ.

– А из-за чего же, позвольте узнать, – уже более дерзким голосом спросил он. Мальчик уже жалел, что вообще начал этот разговор.

Морщины над глазами старика расправились. Хмурость вновь уступила место мудрому спокойствию.

– Что ты видишь вокруг себя? – внезапно спросил незнакомец. Или уже знакомец – это как кто для себя решит.

Немного скептически, но уже с долей любопытства парень посмотрел вокруг себя и сразу же наткнулся глазами на клумбу с цветами, которую выращивали женщины с первого этажа. Красные, синевато-голубые и желтые цветы гордо росли вверх, не ломаясь под порывами ветра, которые иногда накрывали небольшую клумбу, которая подобно маленькой лодке в большом океане, взращивала свои цветочные плоды. Проанализировав это зрелище, мальчишка так и передал все старику. Тот одобрительно кивнул, а затем сказал:

– А теперь подойди и раздави их ногами.

Мальчик в ступоре замер, переводя взгляд с цветов на собеседника. Недоуменно приподняв брови, он пробормотал:

– Зачем мне это делать?

Старик вновь странно улыбнулся.

– Потому что я попросил тебя об этом.

И вновь мальчик с недоумением покосился на цветы. Шестеренки в его голове бешено закрутились.

– Но я не хочу этого делать! Я не хочу уничтожать эти ни в чем неповинные цветы! – уже с проблесками гнева крикнул мальчишка, сжав руки в кулак.

Старик наклонился к нему и тихо произнес, ничуть не удивленный этим всплеском эмоций:

– Вот и я не хочу.

Мальчику понадобилось несколько секунд, чтобы наконец понять, что имеет ввиду его собеседник. Он тяжело вздохнул и опустил глаза, пытаясь осмыслить то, что ему только что сказали. Он привык, что людям вокруг все равно на его проблемы и на него самого. Привык, что никто и никогда не станет разговаривать с ним, уличным оборванцем, и тем более не станет волноваться о том, как сильно он губит себя своей зависимостью.

– Почему вы это все мне говорите? – тихо прошептал мальчишка, потупив свой взгляд вниз, полный раздумий и противоречий из-за этого диалога.

Через несколько секунд ему прилетел такой же тихий ответ:

– Потому что в мое время мне никто не сказал этих нужных слов.

Мальчишка быстро поднял свой взгляд, но старика уже не было рядом. Словно видение в жаркий летний день, он растворился в лучах яркого солнца, оставив после себя тяжелый груз его слов. 

– «Выбор за тобой», – сквозили слова в порыве ветра.

– «Решай сам, это твоя жизнь», – вторили ему покачивающиеся деревья, единственные его неравнодушные собеседники, кроме нового знакомого, который словно обрушился на него с неба, а потом так же внезапно исчез.

Мальчишка пнул камень, валявшийся на дороге, шмыгнул носом и пошел дальше, следуя указаниям ветра и деревьев.

 

Свиженко Анастасия,

7-А класс школы № 4, г. Морозовск Ростовской области.

Лауреат Фестиваля детской творческой мысли

среди школьников России и других стран

ко Дню Культуры 15 апреля 2022 года

«Человек, будь человечнее!»

Рук.: Кочергина Н.Е.

Один день из жизни Степки

День у Степки не задался с утра.

За завтраком он пролил на себя чай, и ему пришлось переодеваться, а потом убирать кухню. Теперь он опаздывал, оттого так быстро бежал. Вернее, даже не бежал, а катился по скользкой дороге. Сильный гололед не давал шагу ступить. И, чтобы не упасть, приходилось держать равновесие, то и дело жестикулируя руками, словно канатоходец.

 Школа была уже рядом, в двух шагах, за поворотом. И он, немного успокоившись, радостно выкатился за угол. Но картина, которая открылась его глазам, огорчила.

На снегу лежала баба Валя, соседка, вокруг нее – яблоки и мандарины, рассыпанная гречка и макароны, коробки спичек. Женщина хотела встать, но не получилось, и она, плача, снова беспомощно упала.

Увидев Степана, баба Валя обрадовалась и даже попыталась улыбнуться. Но это была улыбка сквозь слезы. А потом снова на ее лице застыла грусть: разве может тринадцатилетний мальчишка поднять взрослую женщину!

Но тот уже смело протягивал руку:

– Держитесь, помогу!

Крепко ухватившись за парнишку, баба Валя поднялась, хотя и с большим трудом. Она стряхивала снег с одежды, пока Степка собирал рассыпанные продукты, а потом сказала:

– Брось, иди, тебе же в школу, опоздаешь!

…И он, действительно, опоздал. Пока довел бабу Валю домой, пока сбегал в аптеку за лекарством и вернулся обратно, начался второй урок.

– Что-то случилось? – спросила Нина Ивановна, когда он вошел в класс.

– Проспал! – выпалил Степка первое, что пришло в голову.

Сказав неправду, он тут же пожалел: врать не любил. Но и хвастаться своими поступками не в его правилах.

А на перемене Степка подрался. Не думал не гадал, а пришлось.

Вместе с Сережкой Жуковым он собирался в спортзал. Степка уже оделся и ждал друга. А тот долго возился с рукавами куртки, кем-то завязанными в узел. Из угла раздевалки за ними зло и настороженно наблюдал Колька Петров.

Любитель покуражиться, он держал в страхе всю школу. И его присутствие не сулило ничего хорошего. Колька пил воду из бутылки, а потом ни с того ни с сего взял да и вылил остатки в кроссовки Сергея.

– Ты что творишь? – закричал Степка. – Вытирай!

– Ага, сейчас! – ответил Колька, зло смеясь.

Показывая свою силу и превосходство, он надвинул шапку на глаза Сережки и как ни в чем не бывало направился к выходу. Степка решительно стал на пути:

– Вытирай, говорю!

Но Колька изо всей силы оттолкнул его. Степка упал. А когда поднялся на ноги, бросился на обидчика и влепил ему звонкую оплеуху:

– Это тебе за Сережку!

Колька, казалось, только этого и ждал. Началась потасовка. Они отчаянно молотили друг друга кулаками, пока не пришла Нина Ивановна.

– Ужасно! Ужасно!.. Вот от тебя, Степа, я этого не ожидала, – сказала она с укоризной…

Из школы возвращался сам не свой. Не радовал даже выпавший снег.

– Неудачный день! Мало того, что чай разлил, так еще угораздило на уроки опоздать и подраться…

А дома Степка сразу взялся за лопату. Расчищать дорожки – его обязанность, и он выполнял ее с удовольствием. Бросал снег и поглядывал в соседский двор. Сначала изредка, а потом все чаще и чаще. Хозяйки там не было. Страх сжал тело: неужели так плохо, неужели баба Валя слегла? Степка гнал от себя эту мысль, надеялся, что вот-вот соседка появится, что они, как это бывало раньше, перекинутся словами. Однако она так и не показалась.

Закончив работу, он снова посмотрел во двор бабы Вали. Там по-прежнему тишина, тревожная и пугающая. И хотя противно ныла спина и болели руки, Степка шагнул за ворота. Помочь больной – святое дело!

Когда вернулись родители, он уже сидел за уроками. По взгляду мамы сразу понял, что она знает про ссору в школе, кто-то успел доложить. В хуторе новости разносятся быстро. Скрывать что-либо было бесполезно, и он, не опуская глаз, честно признался:

– Дрался. Но за дело! Будет обижать Сережку, еще получит…

Мама, слушая, тяжело вздыхала, повторяя одно и то же:

– И все равно это не повод драться. Надо убеждать словами!

А папа неожиданно для Степки подошел к нему, протянув руку:

– Держи пять! Молодец! Одобряю! Поступок настоящего мужчины! Слабых нужно защищать!

Уже поздно вечером маме позвонила баба Валя. О чем они говорили, Степка не слышал.

Он дремал: от усталости и пережитого кружилась голова. Мысли путались. Перед глазами появлялись то Сережка, то баба Валя, то родители… Раздавались чьи-то голоса…Последнее, что слышал Степка сквозь сон, было:

– Успокойся, родной! Ты молодец! И день замечательный!

Это прошептала душа.

А что скажет читатель?

 

Исламгулова Анастасия,

6-Б класс школы № 4, г. Нововоронеж Воронежской области.

Лауреат Фестиваля детской творческой мысли

среди школьников России и других стран

ко Дню Культуры 15 апреля 2022 года

«Человек, будь человечнее!»

Рук.: Оберемко Р.Е.

Культурный переполох

Однажды ночью в школьной библиотеке одного маленького городка случился переполох. Школьные учебники давно не были так взволнованы. Виновником переполоха выступила книга с методическими пособиями по родной литературе.

Ещё утром был обычный школьный день. На одной из перемен пособие спокойно наслаждалась лучами последнего осеннего солнца на учительском столе и неожиданно для себя подслушала разговор учеников в коридоре.

– Так что же ты толком услышала? – спросил учебник по биологии. – Я пока ничего не понял.

– Рассказывай подробно и с самого начала, – добавил учебник по музыке.

– Я сама в смятении и растерянности, – ответила Методичка, – ученики так сильно кричали, что я не все разобрала. Но отчетливо услышала про новый компьютерный класс, экспозицию, посвященную родной культуре, и циф-ро-фи-зацию библиотеки.

– Цифровизацию, – машинально поправил учебник русского языка.

– Может и так, я точно не расслышала, – отмахнулась Методичка, – но все это странно и непонятно.

– Да все понятно, – вздохнул учебник по обществознанию,– библиотеку нашу закроют, на ее месте разместят новые компьютеры, а книги уберут пылиться куда-нибудь.

Все разом зашумели.

– Давайте не будем паниковать раньше времени, – попытались всех успокоить контурные карты по истории, – лучше расспросим учебник информатики, он-то точно в курсе дела. А где он?

– He is absent today, – сказал учебник по английскому языку.

Книги на мгновение опешили.

– Нашёл время выделиться, – пробурчал англо-русский словарь, и перевел для всех: нет Информатики сегодня. Забыли его в кабинете.

– Значит, про цифровизацию узнаем завтра, а пока подумаем, чем нам грозит экспозиция по родной культуре, – сказала Литература.

– Я так думаю, что оставят только книги по этой самой культуре, а все прочее как раз и уберут, – ответила Химия.

– Не велика потеря, – усмехнулась Алгебра, – уж нас, учебников, точно оставят.

– Ты расчетливая и сухая, как твои цифры, особа, – укорила ее География, – только о себе думаешь. Хотя у тебя и родни-то никакой в библиотеке нет, разве что книга о Лобачевском из серии «Жизнь замечательных людей». А у нас? У меня вот две полки, и это только по нашей области. А у Истории сколько книг родных? Про Литературу я вообще молчу.

– Ну, моей родне уж точно волноваться не о чем, – сказала История, – мы к культуре ближе всего.

– Это почему ты так решила? – удивился учебник по Изобразительному искусству.

– Да потому, что культура – это «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей». Так большой энциклопедический словарь трактует.

– Ну и причём тут ты, это же мое определение, – возразило Обществознание.

– Вы оба заблуждаетесь! – вмешалась Литература. – Именно книжное слово несло в массы просвещение. Русскую культуру за рубежом знают по творениям А.Толстого и Ф.Достоевского. А Пушкин – вообще наше всё!

– Друзья, давайте не ссориться. Экспозиция будет посвящена родной культуре, то есть культуре нашего края, верно? – заявила География. – А кто же знает об этом больше, чем я? Вообще-то первым определением слова «культура» было именно земледелие. Наш уникальный чернозём определил культуру сельского хозяйства в наших местах, и тем самым быт людей. У нас много природных ресурсов: леса, реки, степи. А наше Дивногорье с меловыми дивами – просто чудо природы. Что на это скажете?

– Слабенько, – ответила История России. – Может, вы не знаете, но наши Костёнки были самым древним поселением в Европе. А где зародилась разумная жизнь, там и зародилась культура. Кроме того, наш край – это колыбель русского флота. У меня ещё много разных примеров. Да хоть Катюшу вспомните, наше легендарное оружие победы, – так ее изготавливали в Воронеже! – гордо закончила История России.

– Не у одной тебя есть ещё аргументы. Наш регион известен такими именами как И.Бунин, И.Никитин, А.Кольцов, Г.Троепольский, – сказала Литература.

– А Кольцов как раз про золотую рожь и крестьян стихи писал, – встряла География.

– Подождите, – вмешался учебник по Изобразительному искусству, – но культура – это результат творчества человека. А творчество не ограничивается одной литературой. Это ещё и живопись, и скульптура, и архитектура. Всем известны такие художники, как Крамской, Ге, Соловьев.

– А кто такой Соловьев? – спросил учебник по химии. – Что-то я такого художника не знаю.

– Знаете, его даже наш двоечник Курочкин знает. (Стоит заметить, что оболтус Курочкин был знаменит на всю школу своей фантастическим невежеством). Как только он получает очередную двойку, то всегда говорит: «Картина Репина "Приплыли"», – ответил учебник по ИЗО.

– А Репин-то тут причём?

– А притом, что надо культуру свою знать! Лев Соловьев написал картину «Монахи. (Не туда заехали)». Сюжет публике понравился. Но, поскольку рядом выставлялись полотна Репина, ему и эту картину тоже приписали. Вот и пошло в народ такое выражение, – пояснил учебник по ИЗО.

– Извините, коллеги, но мне кажется, что вы забыли о том, что ещё одно достояние нашего края – это музыка, – вклинился учебник по музыке. – Наш ансамбль «Воронежские девчата» известен и в России, и за рубежом. А кто не знает композиторов Пятницкого и Массалитинова, певиц Мордасову и Рюмину?

– Я не знаю, – простодушно сказал учебник по ОБЖ*.

Кто-то захихикал, и учебник по музыке обиженно замолчал.

– Вы все ошибаетесь, – сказал учебник по обществознанию. – Я уже говорил, что «родная культура» – это мое определение. Культура – это быт, традиции, народное творчество, обряды, ремесла и промыслы.

– И чем же в этом плане наш край знаменит? – поинтересовалась Физика.

– Ну, не то чтобы знаменит, да только в нашем краю издавна занимались кружевоплетением, вышивкой, гончарным делом, резьбой по дереву и бересте, глиняной игрушкой и лозоплетением, – ответил учебник по обществознанию.

– А можно о лозоплетении подробнее, – спросил учебник по ОБЖ.

– Можно, только Вам зачем?

– Хочется вернуться к культурным истокам воспитания, розги бы сплести для Курочкина, – мечтательно сказал ОБЖ.

– Всё-то вам шутки шутить, – обиделась ОПК*, – а мы тут серьезную тему обсуждаем. Хотя я Вас понимаю. Курочкин уж точно не подарок. В прошлом году на уроке, посвященном православному Рождеству и сочельнику, учитель задал на дом выучить и рассказать колядку. В тот же вечер Курочкин с приятелями пришли к учителю домой и завели песню про коляду, сундучки и пятачки.

– Ну и что, получил он пятерку? – поинтересовалась Физика.

– Нет, – ответила ОПК, – двойку получил. Потому, что пришёл 24 декабря, в католический сочельник.

Учебники рассмеялись.

– А все-таки культуру формирует родной язык, – сказал учебник по родному русскому языку. – Ведь о какой культуре могла бы идти речь, не понимай мы друг друга? И наш уникальный говор…

– Ну и в чем тут особая культура, чем гордиться? – перебила История. – Вот уж, прям, культурное явление наше фрикативное «г». Кстати, Курочкин знать не знает, что «грядушка» это не грядка в огороде, а спинка кровати и что «квашенка» это не квашеные овощи, а что-то наподобие йогурта, и ничего, разговаривает, и все его понимают. А ещё я слышала, что вообще грядет реформа русского языка, – добавила она ехидно.

– Что за реформа? – испугался учебник по русскому языку.

– Все правила отменят. Можно будет писать все, как слышится. И Курочкин сможет писать слово «искусство» хоть через «з», хоть с одной «с», и «чаща» через «я».

Послышался грохот – это в углу упал в обморок Словарь Ожегова.

– Дошутились, – укорил учебник по ОБЖ, – пойду, окажу первую помощь пострадавшему.

– Да прекратите вы балаган! – воскликнула Литература. – В реформе речь идет не об этом. Не отменяются никакие нормы правописания, просто уточняются формулировки, делаются более логичными описания.

Спор разгорелся с новой силой.

Физика шумела, что культурный человек – это образованный человек и вспоминала ученых и университеты, Биология пыталась рассказать про заповедники и орловских рысаков, кто-то твердил про культуру поведения, а кто-то наперебой перечислял памятники, музеи, храмы и монастыри. Хорошо, что в школе не было учебника по физической культуре, а то бы дело точно дошло до драки.

Шум разбудил большую старую Энциклопедию.

– Что за переполох вы тут устроили? – спросила она.

Книги рассказали о том, что случилось и попросили их рассудить. Энциклопедия надолго задумалась, а потом ответила.

– Я считаю, что культура – это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях. Культура многогранна и цельна, как организм человека. В ней все важно и нужно. Потому вы все по-своему правы.

Постепенно учебники успокоились и заснули.

А на утро в дверь школьной библиотеки зашёл Курочкин.

– Что тебе нужно? Ты мне ещё сказки Маршака за 3 класс не сдал, – нелюбезно встретила его библиотекарь.

– Здравствуйте, – вежливо поздоровался Курочкин.

– И тебе не хворать, – удивилась Анна Ивановна, – Так чего тебе?

– Мне к экспозиции по родной культуре задали написать сочинение по этой самой культуре, – шмыгнул носом Курочкин, – а дома, как назло, компьютер сломался.

– Что, неоткуда списать? Так иди в компьютерный класс.

– Я бы и пошёл, но только там старые ноутбуки убрали. Новый компьютерный класс будет. А у вас тут, сказали, циф-ру-фи-зацию какую-то провели – пустите?– жалобно посмотрел Курочкин.

Цифровизацию, – поправила библиотекарь, и добавила, – пущу, только компьютеров у нас пока нет, через неделю поставят. Я электронный каталог для любимых книг сделаю. Видеоконференции будем проводить, уроки лучших учителей со всей России смотреть, культуру обучения повышать.

– И что мне делать? – огорчился Курочкин.

– Жди здесь, – сказала Анна Ивановна. И через пару минут вернулась со стопкой книг.

– Вот, читай, изучай, смотри. Повышай свою культуру. Может, чего поймешь и сам напишешь.

Курочкин обречено открыл первую книжку.

На соседнем стеллаже облегченно и радостно вздохнули учебники.

А через неделю в школьной библиотеке случился новый переполох. Курочкин впервые в жизни получил «отлично» за сочинение о родной культуре! Правда едкая Химия не преминула заметить, что за грамотность он все-таки получил тройку, но радости учебников это не убавило. Тем более что вдохновленный успехом Курочкин записался в группу «Друзей книги» при библиотеке и даже взялся помочь Анне Ивановне с электронным каталогом книг.

Впрочем, это уже совсем другая история…

 

Примечание:

ИЗО – учебник по изобразительному искусству.

ОБЖ – учебник по основам безопасности жизнедеятельности.

ОПК – учебник по основам православной культуры.

Цифровизация – внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни для повышения её качества и развития экономики. Она помогает выполнять рутинные задачи и принимать решения без участия человека.

-------------------------

От оргкомитета конкурса сочинений «Человек, будь человечнее», посвященного Дню Культуры:

Благодаря авторам таких сочинений, цифровизация в образовании, рассчитанная на отлучение человека от Культуры, нашему обществу не грозит.

 

Ссылки

           

 

         baner akademiya    Планета доброты