Людмила Шапошникова: «Культура должна стать национальной идеей!»
Это последнее интервью Людмилы Васильевны Шапошниковой – ученого-востоковеда, философа, писателя, крупнейшего исследователя творчества семьи Рерихов. Ее не стало 24 августа.
Это последнее интервью Людмилы Васильевны Шапошниковой – ученого-востоковеда, философа, писателя, крупнейшего исследователя творчества семьи Рерихов. Ее не стало 24 августа.
В осмыслении культуры в наши дни ещё во многом превалирует старый, традиционный, подход. Ведь если задать вопрос: «Что такое культура?», то в ответ мы чаще всего услышим лишь об отдельных гранях её проявления. При этом сама её сущность останется нераскрытой.
Произведения истинного, высокого искусства, воплощенные в памятниках культуры, формируют духовную часть исторического процесса, или метаисторию. Памятники связывают плотный мир с мирами более высоких состояний материи, без которых эволюционное развитие земного человечества невозможно.
Современная наука рассматривает человека в его целостности как энергетическую систему, которая не только генерирует собственную энергию, но и аккумулирует энергии извне и трансформирует эти энергии, то есть обладает определенными энергетическими ресурсами.
Сложность работы с людьми заключается в различном энергетическом потенциале каждого человека и различном уровне вибраций излучений, идущих от его нервных центров, что и составляет по существу индивидуальность человека.
Время подтверждает историческую правоту Н.К. Рериха: разрушения не прекратятся, пока человечество не осознает, что же такое Культура во всей ее глубине и значимости. Только понимание величия Культуры, понимание того, что Культура есть панацея от всех (!) кризисов человечества, что в ней – решение всех его проблем, в ней – путь к сотрудничеству между народами и эволюционное восхождение человека, принесет человечеству долгожданный мир.
Более четверти века общественный музей Н.К.Рериха борется за свое право на существование с государственными чиновниками от министерства культуры и не случайно. Все новое очень трудно входит в нашу жизнь. Хорошо известна поговорка «В старые ножны новый меч не вложишь», действительно, устоявшееся сознание очень медленно меняется, осознание же и принятие нового требует усилий и происходит чаще всего болезненно.
Проводя в течение тридцати лет работу с детьми, мы можем с основанием надеяться, что наши воспитанники, став взрослыми людьми, не только не станут разрушителями чего-либо прекрасного и культурного, но и не будут равнодушными к красоте и творчеству, сокровищам мировой Культуры.
Мы должны для себя решить: если хотим воспитать достойное нашим лучшим культурным накоплениям и традициям новое поколение, необходимо пересмотреть систему образов, которыми мы напитываем сознание детей и молодежи.
Очевидное в педагогическом молчании – тишина, молчаливый порядок, хорошая дисциплина. Однако в молчании есть нечто, что может усилить содержательно-смысловое, эмоциональное, психологическое содержание урока, увидеть учащихся с неожиданной стороны, т.е. неочевидное. Автор считает, что именно эти аспекты молчания необходимо изучать.
Уберегайте весь быт от всякого пустословия. Не совсем вижу именно, как переведете на разные языки это очень точное и многозначительное выражение – пустословие. На некоторых языках оно имеет равнозначащее слово, но на других пришлось бы выразить его описательно, а это всегда нежелательно.
Татьяна Чечина ведёт беседу с юными читателями, помогая им понять себя и окружающий мир, вдуматься в главный вопрос жизни: «Что такое хорошо, а что такое плохо?». Необычность издания заключается в том, что оно оформлено рисунками учащихся художественных студий и школ города Твери.
Живопись, так же как и слово, как музыка, является живой материей. Истинный художник, как и поэт, своими произведениями настраивает сердца других на лад гармонии и созвучия с миром.
Знает ли Художник, создающий свои произведения по зову души, какая судьба им уготована через десятки, сотни лет?